Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Семинары


Региональный методический семинар

«Новые формы преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС ООО»


5 июня 2017 г. состоялся региональный методический семинар «Новые формы преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС ООО». 

Семинар был организован Региональным центром русского языка ВГПУ на базе Таловского РМО в рамках курсов повышения квалификации «Теория и методика преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС OOO».

Семинар проводила доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка, современной русской и зарубежной литературы ВГПУ О.В. Загоровская. В работе семинара приняли участие более 50-ти учителей-словесников Воронежской области. С основными докладами выступили двенадцать учителей русского языка и литературы различных школ Таловского района. 


Программа семинара включала в себя обсуждение различных вопросов, связанных с обновлением содержания и форм организации преподавания русского языка и литературы в современной школе в условиях перехода на ФГОС основного общего образования.


В докладах и выступлениях участников рассматривались:

  • способы и методы формирования у учащихся универсальных учебных действий и организации проектной деятельности школьников (доклады учителей Таловской СОШ Г.А. Подгорной, Л.П. Колабаевой, Т.В. Пирко);
  • вопросы организации специальных учебных курсов воспитательной направленности и организации внеучебной деятельности при обучении русскому языку и литературе (доклады учителя Новотроицкой СОШ Т.Н. Гузенко и учителя Каменностепной СОШ Н.П. Филатовой);
  • особенности современной системы оценивания достижений учащихся и их подготовки к государственной итоговой аттестации (доклады учителя Новотроицкой СОШ Т.В. Суминой и учителя Синявской СОШ Л.Н. Медведевой);
  • возможности использования современных учебников по русскому языку и литературе для реализации требований ФГОС (доклад учителя Таловской СОШ Н.В. Коноваловой);
  • специфика работы с разными категориями учащихся, в том числе с детьми с ОВЗ и детьми-инофонами (доклады учителя Александровской СОШ Н.А. Ефремовой и учителя Октябрьской СОШ, руководителя РМО учителей русского языка и литературы Таловского района Воронежской области С.Е. Пентюхиной). 


Особое внимание на семинаре было уделено вопросам содержания и организации современного урока по русскому языку и литературе. В докладе учителя Тереховской СОШ Т.В. Шепель были рассмотрены основные требования к современному уроку, а учитель МКОУ 1-Абрамовской СОШ С.П. Меделяева обратила внимание коллег на статью в «Учительской газете» (№7 от 14 февраля 2017 года) «Современный урок: мифы и реальность». Автор названной статьи С.С. Кочережко, учитель истории и обществознания, абсолютный победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Учитель года России — 2015», призывает коллег не следовать слепо за мифологизированным представлением о современном уроке как совокупности определенных составляющих, жестко диктуемых ФГОС и непременно строящемся по заранее заданному шаблону, но задуматься: всегда ли модное оказывается эффективным. 

Участники семинара единодушно согласились с тем, что требования современного ФГОС не отменяют академическую свободу педагога и оценивать учебные занятия в свете требований ФГОС означает оценивать их не по перечню условных признаков, а по их реальному эффекту и содержанию.


Участники семинара были единодушны в том, что подобные встречи, позволяющие каждому учителю расширить свои знания, познакомиться с практическим опытом коллег и обсудить многие дискуссионные вопросы, являются особенно полезными в современных непростых условиях перехода на ФГОС. 




Региональный семинар «ЕГЭ и ГИА по русскому языку. Итоги 2014 г. Нововведения 2015 г.»


7 октября 2014 г. Региональный центр русского языка в помещении Воронежской областной универсальной научной библиотеки им. И. С. Никитина провел региональный семинар для учителей русского языка "ЕГЭ и ГИА по русскому языку. Итоги 2014 г. Нововведния 2015 г."

В семинаре приняли участие около 300 учителей Воронежа и области.






Региональный семинар
«Формы и методы работы учителя-словесника
в условиях перехода на ФГОС ООО»


30 июня 2014 года в Панинской средней школе (директор - Подшибякин В.М., сайт: panshola2007.narod.ru) прошел региональный семинар «Формы и методы работы учителя-словесника в условиях перехода на ФГОС ООО», семинар проводила директор Центра Ольга Владимировна Загоровская.


В программе семинара:


  • "Школьное филологическое образование и работа учителя-словесника в условиях перехода на ФГОС второго поколения (Загоровская О.В.),
  • "Новые формы работы с текстом в условиях перехода на ФГОС" (Данилова М.В., учитель МКОУ Мировская СОШ),
  • "Приемы и методы групповой работы на уроках русского языка в условиях перехода на ФГОС" (Ермакова Т.В., учитель МКОУ Лимановская СОШ),
  • "Использование методики формирования критического мышления в процессе усвоения новых знаний на уроках русского языка" (Мякинина В.И., учитель МКОУ 2 - Михайловская ООШ),
  • "Тренинг как форма групповой работы на современном уроке русского языка" (Немыкина О.М., учитель МКОУ Краснолимановская СОШ),
  • "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы" (Неруцкова Н.А., учитель МКОУ Чернавская СОШ),
  • "Проблемы личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся в условиях перехода на ФГОС второго поколения" (Хатунцева О.В., учитель МКОУ Октябрьская СОШ),
  • "Метапредметные связи на уроках русского языка и литературы" (Копытина А.И., учитель МКОУ Петровская СОШ),
  • "Групповая деятельность учащихся на уроках русского языка в условиях перехода на ФГОС" (Цуркина Е.И., учитель МКОУ Петровская СОШ),
  • "Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС" (Тестова Н.М., учитель МКОУ Петровская СОШ),
  • "Особенности проведения урока по теме "Публицистический стиль" (Шаталова Л.В., учитель МКОУ Панинская СОШ),
  • "Развитие речи на уроках русского языка по ФГОС" (Куценкова Г.М., учитель МКОУ Панинская СОШ),
  • "Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы" (Бабакова О.В., учитель МКОУ Перелешинская СОШ),
  • "Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка при переходе на ФГОС" (Гладилова Т.А., учитель МКОУ Петровская СОШ),
  • "Рефлексия в педагогическом процессе" (Алехина Е.А., учитель МБОУ «Лицей №2», г. Воронеж),
  • "Урок внеклассного чтения по рассказу Н.Думбадзе "Собака" (Асаналиева Н.Ч., учитель МКОУ Панинская СОШ).





Семинар
«Особенности ЕГЭ по русскому языку 2014 г.
и подходы к оцениванию заданий с развернутым ответом»


2 марта в Региональном центре русского языка начали работать курсы повышения квалификации экспертов предметных комиссий по русскому языку и литературе, привлекаемых к оцениванию экзаменационных работ участников единого государственного экзамена (ЕГЭ) и основного государственного экзамена (ОГЭ) на территории Воронежской области в 2014 г.


Курсы проводятся по поручению Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области с целью повышения уровня профессиональной подготовки экспертов, а также уровня согласованности в подходах к оцениванию заданий единого государственного экзамена.


В первый день работы курсов состоялся научно-практический семинар «Особенности ЕГЭ по русскому языку 2014 г. и подходы к оцениванию заданий с развернутым ответом».


Семинар провела директор Регионального центра русского языка, заведующая кафедрой русского языка, современной русской и зарубежной литературы ВГПУ, председатель предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку и литературе, доктор филологических наук, профессор О.В. Загоровская.


В семинаре приняли участие около ста учителей русского языка и литературы, методистов и преподавателей вузов города Воронежа.




Региональный семинар
по проблемам учебно-методического обеспечения преподавания русского языка
в условиях перехода на ФГОС



19 ноября 2013 г. в помещении областной научной библиотеки им. И. С. Никитина состоялся региональный семинар по проблемам учебно-методического обеспечения преподавания русского языка в условиях перехода на ФГОС. Тема семинара: «Достижение метапредметных, предметных и личностных результатов обучения и формирование УУД средствами УМК "Русский язык" Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, О. В. Загоровской».

Организаторами выступили издательство «Просвещение»,  Региональный центр русского языка при ВГПУ и  Центр развития образования г. Воронежа.


Участие в семинаре приняли учителя-словесники, преподаватели и методисты Воронежа и Воронежской области.

Работа семинара прошла в несколько этапов: выступление одного из авторов УМК «Русский язык» - зав. кафедрой русского языка, современной русской и зарубежной литературы ВГПУ, профессора О. В.Загоровской;выступление учителей, работающих по УМК «Русский язык» Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, О. В. Загоровской»;  круглый стол по вопросам использования УМК «Русский язык» Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, О. В. Загоровской в практике преподавания русского языка в современной школе в условиях перехода на ФГОС; выставка-продажа учебно-методической литературы издательства «Просвещение» и Регионального центра русского языка.





 

VI региональный научно-методический семинар
«Проблемы преподавания филологических дисциплин
в современной школе
в условиях перехода
на новые образовательные стандарты»


22 октября 2013 г. в помещении областной библиотеки им. И.С. Никитина состоялся очередной региональный научно-методический семинар «Проблемы преподавания филологических дисциплин в современной школе в условиях перехода на новые образовательные стандарты», организаторами которого выступили Региональный центр русского языка при ВГПУ и МКУ «Центр развития образования г. Воронежа».


Темой очередного, шестого по счету, семинара стали проблемы подготовки к ГИА по русскому языку в 2014 году.
В работе приняли участие более 100 человек - учителя-словесники, преподаватели и методисты.


В ходе семинара рассматривались самые разные аспекты подготовки школьников к новым формам экзаменационных испытаний по русскому языку: руководитель Регионального центра русского языка профессор О.В. Загоровская рассказала о некоторых особенностях проведения ГИА по русскому языку в 2014 году, методист Центра развития образования Л.А. Речкина выступила с докладом об оптимизации образовательного процесса в рамках подготовки к ГИА, доцент ВГПУ О.В. Григоренко – о трудностях подготовки к экзамену.


Выступления собравшихся учителей и методистов в формате свободного микрофона были тематически очень разнообразны: обсуждались и проблемы распространения в интернете ответов на задания ЕГЭ и ГИА, и опыт сотрудничества со школьным психологом в рамках подготовки учащихся к экзамену, и собственные методические разработки. О.В. Загоровская предложила всем собравшимся продолжить делиться опытом на страницах сборника «Филологические записки», издаваемого Воронежским государственным педагогическим университетом. 


Также на семинаре состоялась презентация новых изданий Регионального центра русского языка:
- Русский язык: Государственная итоговая аттестация 2014 г. Изложение. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: учебное пособие;
- Русский язык: Государственная итоговая аттестация 2014 г. Части А и В.: учебное пособие. 






Семинар
«Проблемы преподавания филологических дисциплин
в современной школе
в условиях перехода на новые образовательные стандарты»


Скачать презентацию  для семинара



Другие научно-методические семинары для учителей-словесников и преподавателей русского языка и литературы Воронежа и Воронежской области 2013 года


  1. III региональный научно-методический семинар «Проблемы преподавания филологических дисциплин в современной школе в условиях перехода на новые образовательные стандарты». Тема: «Новые формы экзаменационных испытаний по русскому языку. ГИА 2013 г. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» (5 марта 2013 г.).

  2. IV региональный научно-методический семинар «Проблемы преподавания филологических дисциплин в современной школе в условиях перехода на новые образовательные стандарты». Тема: ««Планирование учебной работы в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС» (21 мая 2013 г.).

  3. Научно-методический семинар экспертов региональной предметной комиссии по русскому языку и литературе (9 апреля 2013 г.).

  4. Региональный семинар для учителей русского языка и литературы, слушателей курсов повышения квалификации при ВГПУ на тему «Возможности и перспективы работы по УМК «Академический школьный учебник по русскому языку» (Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская и др.) в условиях перехода на ФГОС» (25 апреля 2013 г., МБОУ лицей «МОК №2».

  5. V региональный научно-методический семинар для слушателей курсов повышения квалификации учителей-словесников ««Проблемы преподавания филологических дисциплин в современной школе в условиях перехода на новые образовательные стандарты». Тема: «Обновление содержания школьного филологического образования и работа учителя-словесника в условиях перехода на ФГОС второго поколения» (21 мая 2013 г.).




Семинары, проведенные в 2012 году


Организация и проведение:

  1. I региональный научно-методический семинар «Проблемы преподавания филологических дисциплин в современной школе в условиях перехода на новые образовательные стандарты». Тема: «Новые формы экзаменационных испытаний по русскому языку. ЕГЭ 2012г.» (20 декабря 2011года). – Воронеж, ВГПУ.
  2. Районный методический семинар «Основные направления обновления содержания языкового образования в современных государственных стандартах» ( 6 марта 2012г.). – Р.п.Панино.
  3. II региональный научно-методический семинар «Проблемы преподавания филологических дисциплин в современной школе в условиях перехода на новые образовательные стандарты». Тема: «Новые формы экзаменационных испытаний по русскому языку. ГИА 2012 г.» (27 марта 2012 г.).
  4. Научно-методический семинар экспертов региональной предметной комиссии по русскому языку и литературе (10 апреля 2012г.). 
  5. Региональный семинар для слушателей курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы г. Воронежа и Воронежской области «Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку: 9, 11 классы» (Воронеж, 19 апреля 2012г., лицей № 6).

 




Региональный
банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 


Подгорная Г. А.

Универсальные учебные действия как одно из ведущих понятий ФГОС ООО 


Сумина Т. В.

Система оценивания в условиях реализации ФГОС 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS