Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Лаборатория моделирования личности по тексту



О лаборатории


В настоящее время является общепризнанным, что текст как продукт индивидуальной речевой деятельности может служить средством диагностики индивидуально-типических особенностей свойств личности, так как за каждым текстом стоит языковая личность. Но что мы можем узнать об этой личности? Сколько лет автору текст, какого он пола, каков его психологический портрет? Можем ли мы попытаться ответить на эти и подобные вопросы, помня о том, что автор может утаивать или намеренно искажать информацию о себе?


В отечественной и зарубежной науке на протяжении последних десятилетий активно развивается направление, связанное с разработкой методов идентификации и диагностирования личности по речи (как устной, так и письменной), а в связи с бурным развитием интернет-коммуникации (многие тексты которой являются анонимными или содержащими признаки намеренного искажения информации об авторе) такие исследования становятся особенно актуальными. Общий подход заключается в том, чтобы на основе исследования формальных, поддающихся квантификации и не зависящих от контекста, не подконтрольных сознанию (в основном структурных и грамматических) характеристик речевого произведения определить отдельные черты его автора – пол, возраст, психологические особенности, уровень образования и пр.


См. подробнее:

Литвинова Т.А. Языковые корреляты личностных особенностей автора письменного текста: алгоритм исследования // В мире научных открытий. - 2012. - № 9.3 (33). - С. 236-254.

Литвинова Т.А. Профилирование автора письменного текста // Язык и культура. - 2013. - № 3 (23). - С. 64-72.


В зарубежной науке в таких исследованиях активно применяют методы автоматической обработки языка и математической статистики, но при этом недостаточное внимание уделяется психолингвистическому обоснованию анализируемых параметров текста. В отечественной науке указанные методы применяются ограниченно, в основном исследования носят характер дескриптивных, а не диагностирующих, причем основное внимание уделяется изучению влияния на речь социальных факторов, между тем известно, что многие характеристики личности (например, психологические) имеют нейробиологическую основу.


В настоящее время в мировой науке, благодаря появлению новых методов исследования работы мозга, активно развиваются нейронауки. Накапливается все больше данных о нейробиологических основах характера и поведения человека, в том числе и речевого. Исследования сотрудников лаборатории, направленные на поиск корреляций между характеристиками текста и параметрами личности (в первую очередь полом и психологическими особенностями) и – шире – на изучение проблемы отражения особенностей личности в связном тексте, показали, что параметры текста для анализа следует выбирать, основываясь на современных достижениях нейронаук, в частности нейропсихолингвистики, с применением методов автоматической обработки языка и математической статистики. Такой подход к моделированию личности по тексту можно назвать нейрокогнитивным.


См. подробнее:

Литвинова Т.А. Формально-грамматические корреляты личностных особенностей автора письменного текста // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 12. - С. 132-135.


Исследования, направленные на поиск корреляций между структурными, формально-грамматическими параметрами письменного текста и характеристиками личности его автора, сотрудники лаборатории проводят на материале текстов интернет-коммуникации, художественных и научных текстов, а также на материале создаваемого коллективом лаборатории принципиально нового корпуса текстов, помимо собственно текстов, представляющих собой образцы естественной письменной речи, он содержит информацию о каждом авторе (пол, возраст, результаты психологического тестирования в баллах и пр.).


Подробнее о корпусе см.:

Загоровская О.В., Литвинова Т.А., Литвинова О.А. Электронный корпус студенческих эссе на русском языке и его возможности для современных гуманитарных исследований // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 3. - С. 387-389.


Отдельное направление деятельности лаборатории – выявление типологических особенностей текстов, содержащих намеренно искаженную информацию.


Подробнее об этом см.:

Литвинова Т.А., Литвинова О.А., Шевченко И.С., Рыжкова Е.С. К проблеме анализа текста на предмет наличия в нем заведомо ложной информации // Личность, речь и юридическая практика: сб. материалов XV междунар. конф. (Ростов-на-Дону, ДЮИ, март 2014 г.). – Ростов: Изд-во Дон. юрид. ин-та, 2014. – Вып. 17. – С. 132-135. 


В настоящее время установлено, что при продуцировании заведомо ложной информации в мозге человека активируются зоны, находящиеся в покое при продуцировании «правдивых» текстов, т.е. ложь имеет нейробиологическую основу.


Основываясь на тезисе о взаимосвязи языка и мышления и неизбежном отражении в связном тексте как продукте когнитивной деятельности человека его характеристик и действий, имеющих нейробиологическую основу, сотрудники лаборатории в настоящее время работают над созданием методики анализа текста на предмет выявления в нем намеренно искаженной информации – составляют список параметров текста для анализа, ведут предпроектные исследования по анализу эффективности математических моделей для разграничения ложных и правдивых текстов на основе анализа числовых значений их параметров.


Подробнее:

Литвинова Т.А., Середин П.В. Поиск признаков лжи в письменном тексте: современные методы и подходы // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: материалы XXIV Международной заочной научно-практической конференции [10 июня 2013 года] / СибАК. - Новосибирск: СибАК, 2013. - С. 126-133.


Исследования проводятся на материале специально создаваемого корпуса текстов, содержащих намеренно искаженную информацию, – «Банка лжи». В состав корпуса входят как сами тексты («ложный» и «правдивый» текст на одну и ту же тему от каждого респондента), так и информация об их авторах (пол, возраст, данные тестов, в том числе нейропсихологических). Кроме того, в корпус входят и «ложные» тексты, созданные в «реальных» (в противоположность лабораторным) условиях («ложные» признания фигурантов резонансных дел и пр.).



Сотрудники


Руководитель – к. ф. н. Литвинова Т.А.


Сотрудники:

Лантюхова Н.Н., аспирант, занимается диагностированием гендерно-возрастных характеристик автора письменного текста, содержащего намеренно искаженную информацию;

Литвинова О.А., соискатель степени кандидата филологических наук, сфера научных интересов – глубинные характеристики «ложного» текста в аспекте гендерной принадлежности их авторов;

Рыжкова Е.В., аспирант, занимается поиском корреляций между характеристиками текстов интернет-коммуникации и параметрами личности их авторов (пол, возраст), в том числе при намеренном искажении признаков письменной речи;

Середин П.В., д. ф.-м. н. наук, ведет исследования по построению и оценке эффективности математических моделей диагностирования характеристик личности автора текста на основании численных значений текстовых параметров.

Научный консультант лаборатории – проф., д. ф. н. О.В. Загоровская.



Публикации сотрудников лаборатории 


  1. Литвинова Т.А., Загоровская О. В., Черванева В.А., Литвинова О. А. Проблема диагностирования пола автора письменного текста: фактор жанра // Современные исследования социальных проблем. 2014. № 1.
  2. Литвинова Т.А. Выявление в тексте намеренно искаженной информации с учетом индивидуальных особенностей его автора: к постановке проблемы // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: материалы 7-й междунар. науч. конф. (Челябинск, 21-23 мая 2014 года). – Челябинск, 2014. – С. 314-317.
  3. Литвинова Т. А., Литвинова О.А., Шевченко И.С., Рыжкова Е.С. К проблеме анализа текста на предмет наличия в нем заведомо ложной информации / // Личность, речь и юридическая практика: сб. материалов XV междунар. конф. (Ростов-на-Дону, ДЮИ, март 2014 г.). – Ростов: Изд-во Дон. юрид. ин-та, 2014. – Вып. 17.
  4. Литвинова Т.А. Формально-грамматические корреляты личностных особенностей автора письменного текста // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 12. - С. 132-135.
  5. Литвинова Т.А., Шевченко И.С., Литвинова О.А., Рыжкова Е.С. Диагностирование истинности/ложности высказывания как одно из направлений моделирования личности автора письменного текста // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2013. - № 24. - С. 119-125.
  6. Литвинова Т.А., Середин П.В. Поиск признаков лжи в письменном тексте: современные методы и подходы // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2013. - № 24. - С. 126-133.
  7. Литвинова Т. А., Лантюхова Н. Н., Рыжкова Е. С., Шевченко И. C. Профилирование автора текста как одно из стратегических направлений исследований // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. - 2013. - № 1. - С. 38-41.
  8. Литвинова Т.А. Профилирование автора письменного текста // Язык и культура. - 2013. - № 3 (23). - С. 64-72.
  9. Литвинова Т.А. Языковые корреляты личностных особенностей автора письменного текста: алгоритм исследования // В мире научных открытий. - 2012. - № 9.3 (33). - С. 236-254.
  10. Литвинова Т.А. Лингвистические основы неидентификационной судебно-автороведческой экспертизы // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 20 (274). - С. 74-78.
  11. Лантюхова Н.Н. Изучение гендерных особенностей письменной речи в современной отечественной лингвистике // Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников: материалы Х междунар. науч.-метод. конф. – Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2014. – С. 169-172.



С другими публикациями сотрудников лаборатории можно ознакомиться на вкладке «Наши издания».



Сотрудничество


В научных проектах лаборатории принимают участие студенты, преподаватели и сотрудники Воронежского государственного педагогического университета, Воронежского государственного университета, Воронежского государственного архитектурно-строительного университета, Московского университета им. С.Ю. Витте и др.



Грантовая поддержка


Работы сотрудников лаборатории поддержаны грантом РФФИ, проект № 13-06-00016 «Моделирование личности автора письменного текста» (2013-2014).



Приглашаем к сотрудничеству


Мы приглашаем принять участие в научных проектах лаборатории каждого, кто интересуется проблемами взаимосвязи языка и мышления и хочет внести вклад в изучение этих проблем.


Если у вас есть тексты, которые помогают проследить динамику идиостиля (например, дневниковые записи, блоги), если у вас есть возможность сбора текстов и проведения тестирования больших групп людей (например, вы преподаватель), сбора отрицательного языкового материала, особенно ценного для лингвистики (тексты людей с органическими поражениями мозга, психиатрическими заболеваниями), мы приглашаем вас к сотрудничеству, в том числе для совместной подготовки заявок на гранты российских и зарубежных научных фондов, федеральных программ и т.д.


Обращаем внимание: вся персональная информация из текстов будет удалена, тексты будут использованы только в научных целях и не будут публиковаться без согласия их авторов.



Контакты





 




Региональный
банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 


Подгорная Г. А.

Универсальные учебные действия как одно из ведущих понятий ФГОС ООО 


Сумина Т. В.

Система оценивания в условиях реализации ФГОС 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS