Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Научные проекты



Региональный центр русского языка ведет научную деятельность по нескольким направлениям.


Основные из них:

1. Изучение современного состояния русского языка. В середине 90-х годов XX века проф. О.В. Загоровская создала научную школу по проблемам развития русского языка на рубеже XX-XXI вв. и в настоящее время активно изучает процессы, происходящие в национальном русском языке.
В рамках созданной научной школы под руководством проф. О.В. Загоровской проводятся всероссийские и международные научные конференции по проблемам языковой ситуации в России на рубеже тысячелетий, вопросам языковой политики, языкового образования и лингвоэкологии (в том числе получившая широкую известность конференция «Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников»), издаются сборники научных статей и монографии, проводятся диссертационные исследования.


2. Одним из новейших направлений работы Центра, активно разрабатываемым его коллективом на протяжении 2013 года, является речевое портретирование социальной группы. В процессе исследований по данному направлению авторским коллективом во главе с О.В. Загоровской была открыта новая сфера научных изысканий, которая может быть названа лексикографическим портретированием.

Изучение коллективной языковой личности и создание речевых портретов различных социальных групп носителей национального русского языка

Данное направление относится к числу актуальных проблем современной отечественной лингвистики, развивающейся в русле антропоцентрической парадигмы. Под руководством проф. О.В. Загоровской впервые в отечественной лингвистике разрабатываются проблемы лексикографической репрезентации речевого портрета социальной группы.
Создана концепция многоаспектного автоматизированного словаря социальной группы, в настоящее время она апробируется на базе электронного корпуса студенческих эссе «Россия и мир глазами воронежских студентов», создаваемого авторским коллективом во главе с О.В. Загоровской и Т.А. Литвиновой. В настоящее время уточняется список лексикографических параметров названного словаря, ориентированных на отражение особенностей коллективной языковой личности и ее речевых характеристик.
Безусловно, подготовка достаточно полного и качественного многоаспектного автоматизированного словаря социальной группы требует не только значительных усилий по сбору и обработке большого объема фактического языкового материала, но и дальнейших исследований в области речевого портретирования, теории и практики современной лексикографии, а также в области взаимодействия названных направлений, в результате чего возникает новая сфера научных изысканий, которая может быть названа лексикографическим портретированием. 


См. подробнее о данном направлении исследований: Загоровская О.В. Речевое портретирование социальной группы как задача современной лексикографии // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2013. - № 2. - С. 174-177..


Исследование было поддержано грантом РГНФ 13-14-36001 «Речевой портрет воронежских студентов (на материале электронного корпуса «Россия и мир глазами воронежских студентов»)».

Ждут своего исследователя речевые портреты других социальных групп – школьников, учащихся колледжей, учителей, врачей и пр. Авторский коллектив во главе с О.В. Загоровской приглашает учителей школ, преподавателей колледжей к активному сотрудничеству и осуществлению совместных проектов по составлению многоаспектных автоматизированных словарей, отражающих особенности речевого портрета школьников и учителей. Мы всегда открыты для сотрудничества и новых идей! Звоните и пишите нам!


3. В 2012 году в составе Центра начала свою работу лаборатория моделирования личности по тексту. Деятельность лаборатории в основном связана с разработкой методик, позволяющих на основе анализа численных значений формальных, не поддающихся контролю сознания языковых характеристик с определенной долей вероятности диагностировать различные психофизиологические характеристики (пол, возраст, психологические особенности и пр.) автора письменного текста, в том числе анонимного или составленного с намеренным искажением признаков письменной речи, и – шире – с изучением проблемы отражения в связном тексте как продукте когнитивной деятельности человека его свойств, имеющих нейробиологическую основу.


Еще об этом: Литвинова Т.А. Формально-грамматические корреляты личностных особенностей автора письменного текста // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 12. - С. 132-135;  Литвинова Т.А., Шевченко И.С., Литвинова О.А., Рыжкова Е.С. Диагностирование истинности/ложности высказывания как одно из направлений моделирования личности автора письменного текста // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2013. - № 24. - С. 119-125; Литвинова Т. А., Лантюхова Н. Н., Рыжкова Е. С., Шевченко И. C. Профилирование автора текста как одно из стратегических направлений исследований // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. - 2013. - № 1. - С. 38-41; Литвинова Т.А. Установление характеристик (профилирование) автора письменного текста // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 2. - С. 90-94; Литвинова Т.А. Языковые корреляты личностных особенностей автора письменного текста: алгоритм исследования // В мире научных открытий. - 2012. - № 9.3 (33). - С. 236-254.


Руководитель лаборатории – к.ф.н. Литвинова Т.А.  


Исследование поддержано грантом РФФИ 13-06-00016 «Моделирование личности автора письменного текста».


4. Еще одним направлением деятельности Центра являются исследования в области диалектной семантики и компьютерной диалектной лексикографии. Основная задача авторов в этом направлении исследований - проектирование словаря наименований человека в воронежских говорах как комплексного многоаспектного автоматизированного словаря.
Лексико-семантическое поле «Человек» активно изучается в диалектной лексикологии, в том числе и на материале воронежских говоров (работы Литвиновой Т.А.). Однако лексико-семантическое поле характеристик человека в воронежских говорах, несмотря на свою очевидную значимость в структуре диалекта, не получило системного лексикографического описания. Обширный лексикографический материал, представляющий несомненную ценность для лингвистов, культурологов, психологов, не введен в научный оборот. Данная ситуация характерна не только для воронежских говоров. Отметим, что, согласно нашим данным, в настоящий момент существуют лишь единичные работы, в которых представлено лексикографическое описание тематической группы «Человек». Считаем, однако, что проектируемый словарь наименований человека в воронежских говорах должен являться комплексным. Постановка данной проблемы соответствует общему направлению развития мировой лексикографии, одной из основных тенденций которой является тенденция к лексикографической параметризации языка и созданию универсальных словарей, позволяющих значительно расширить содержащуюся в них информацию о слове и сделать словарь не просто «толковником» слов, но представить их во всей совокупности языковых и речевых характеристик, т. е. отразить в определенной мере все уровни языковой системы и репрезентировать данную систему.


Об этом: Загоровская О.В. Проблемы общей диалектной семасиологии и лексикографии. – Воронеж: Научная книга, 2011. – 380 с.; Литвинова Т.А. Лексемы, характеризующие человека по отношению к труду, в воронежских говорах // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 10. - С. 73-76; Литвинова Т.А. Особенности метафорических переходов в сфере номинации лица в воронежских говорах // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2011. - № 1. - С. 81-84.





Вы нужны нам!


Приглашаем принять участие в научных проектах Центра. 





Региональный
банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 


Подгорная Г. А.

Универсальные учебные действия как одно из ведущих понятий ФГОС ООО 


Сумина Т. В.

Система оценивания в условиях реализации ФГОС 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS