Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации


Педагогические размышления

17.06.14 | Автор: Щербакова Н.А.  
На примере работы МОУ Началовская СОШ могу сказать, что активное привлечение в процесс обучения местных поэтов, краеведов, историков оказывает плодотворное влияние на подрастающее поколение. Как удивляются дети, видя в актовом зале школы человека, книжку со стихами которого он держит в руках. Как загораются детские глаза, когда поэт-земляк рассказывает историю создания стихотворения, понравившегося ребенку, выбранного, выученного и рассказанного им! В нашей школе стало традицией приглашать на литературные тематические вечера поэтов: Р.Е. Дерикот, А. Шаповалова, С. Ляшову.
01.08.14 | Автор: Косенко А.В.  

У современных школьников нет глубоких знаний в области истории и культуры родной страны, слабо (или вообще отсутствует) знание многих устаревших слов, нет практики их применения в речи. А ведь знание «старых слов» необходимо для понимания и верной интерпретации классических про­изведений литературы. С целью выявления знаний учащихся об устаревшей лексике, умений интерпретировать пословицы и поговорки с архаичными словами, уровня осознанности изучения устаревших слов нами было проведено анкетирование среди учащихся 5-х классов. В эксперименте приняли участие 100 респондентов. Проанализировав результаты ответов на вопросы анкеты, с сожалением мы отметили тот факт, что современные пятиклассники не могут дать определение историзмам и архаизмам (15 % ответили, что это устаревшие, «старые» слова, без дифференциации на архаизмы и историзмы).


06.08.14 | Автор: Реветнева Т.Н.  

Проблема воспитания молодежи всегда была и остается актуальной проблемой времени. По издавна сложившейся традиции ответственность за нравственное состояние общества возложена на образование. В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений на уроках и дома. Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне. Поэтому программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед, для самостоятельного чтения. Программа по литературе дает примерный список книг для самостоятельного чтения школьников, но не предлагает какой-нибудь конкретной системы уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе, то есть в программно-методическом обеспечении курса литературы не отведено должного внимания этим урокам. Поэтому я попыталась создать свою систему уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в школе. Создавая ее, я руководствовалась проблемно-тематическим принципом связи классного и внеклассного чтения.

06.08.14 | Автор: Павлова Е.М, Бабаханова А.А.  

Главным открытием для нас недавно стало знакомство с человеком, с нашим воронежским писателем - Виктором Мустафовичем Чекировым. Его характер, его мысли, действия, строки его военных произведений глубоко западают в душу, и хочется этим открытием поделиться с другими.

Есть книги, которые ещё не нашли свою золотую полку. Среди них замечательные, не открытые пока широкому кругу читателей книги Виктора Чекирова. Он не участвовал в войне. Но он относится к поколению детей военной поры, той поры, которая лишала ребят настоящего детства, раньше времени заставляла по-взрослому взглянуть на жизнь.

11.08.14 | Автор: Кострова Светлана Юрьевна  
Ключевым разделом ФГОС второго поколения являются требования к образовательным результатам, что отражает изменение содержания образования. Предметные программы учитель должен переосмыслить так, чтобы их материал был направлен на достижение образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Следовательно, главной задачей учителя становится оснащение ученика не только знаниями, умениями, навыками, необходимыми для выполнения определённых функций, но и умениями и навыками самостоятельного анализа собственных потребностей и возможностей и программирования своих действий, то есть самостоятельного определения своего места в обществе и построения собственной жизни.
11.08.14 | Автор: Кирьянова Г.Е.  
Исходным для уроков литературы можно считать отношение «автор – художественный текст – читатель». Школа должна дать ребёнку необходимые и достаточные средства для самостоятельной читательской практики. Что же это за средства? Одно из основных – акцентное вычитывание, т.е. извлечение из текста определённых моментов для решения тех или иных читательских задач. Например, при работе с лирическим стихотворением главным является вычитывание развитие образа – переживания лирического героя (ЛГ). Сначала акцентное вычитывание протекает в форме коллективной классной работы, позже она переводится в индивидуальную письменную форму – сочинение-отзыв. Выражая своё «читательское мнение», ребёнок становится в авторскую позицию.
11.08.14 | Автор: Юрина Т.А.  

Перед современными учителями школы наряду с образовательными задачами стоят очень важные - воспитательные: обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Воспитание патриотов России невозможно без формирования чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой родине, к тому месту, где ты живешь, к истории своего края, к его культуре, литературе. Решать эти задачи эффективно помогают уроки литературы, в частности, уроки внеклассного чтения, а также внеклассная работа – обращение к краеведению, к литературе родного края. Эта работа в нашей школе реализуется путем интеграции литературы и краеведения на уроках литературы, русского языка, истории и во внеклассной деятельности. Мы рассмотрим основные компоненты этой работы.

11.08.14 | Автор: Сафронова О.В.  

Одним из приоритетных направлений современного российского образования является формирование интеллектуально развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением и целостным представлением о мире, владеющей принципами компетентностного подхода в условиях информационного общества. На достижение этого результата направлено применение различных педагогических технологий и инновационных подходов, которые активно внедряются в школьную практику и, в зависимости от методической проработанности, системности использования и эффективности применения, дают положительный образовательный результат.

11.08.14 | Автор: Прохорова Елена Викторовна  

Поскольку каждый учитель по роду своей деятельности в той или иной мере обязательно занимается развитием творческих способностей учащихся, возникает необходимость определить, что такое творческая деятельность вообще и детское творчество в частности, что включает в себя понятие «творческие способности» и что предполагает творческая деятельность.

27.06.15 | Автор: Качановская Наталья Васильевна  

Результаты проведенного эксперимента подтверждают отмечаемую для современной языковой ситуации в России тенденцию к обеднению лексикона и снижению уровня общей и речевой культуры современных носителей русского языка, в первую очередь - современных школьников. Эта проблема требует самого пристального внимания со стороны учителей и методистов.

Одним из путей решения названной проблемы является подготовка и использование в практике преподавания русского языка и литературы специальных учебно-методических материалов, а также разработка специальных методов и приемов, направленных на увеличение словарного запаса школьников, расширение их кругозора, повышение уровня речевой культуры, привлечение внимания к лексике русского языка.

12






Региональный

банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Загоровская О.В.

Русский язык в современной России: функционирование и особенности развития


Горячева С.С.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования УУД учащихся


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS