Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации





Боева Неля Борисовна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Садовская СОШ № 2
с. Садовое Аннинского района Воронежской области
e-mail:nelli.boeva@yandex.ru




Урок внеклассного чтения
по рассказу Ивана Сергеевича Шмелёва «Мартовская капель»
в 5 классе



Цели урока: знакомство с творчеством И.С. Шмелёва, работа над текстом рассказа; наблюдение за весенней капелью в произведении Шмелёва, музыке, игре; работа с иллюстрацией и текстом. 

Воспитательная цель: что дарит нам весна, подумай…

Оборудование: текст рассказа И.С. Шмелёва «Мартовская капель», иллюстрация к тексту, сосульки и капельки, разноцветные воздушные шарики, магнитофон, пианино.

Вид урока: урок-диалог. 



Ход урока





I. Беседа с классом

1. Приходилось ли вам, ребята, плакать?


2. Что такое слёзы? Как вы думаете?


3. Возьмём в руки «Толковый словарь» Даля и проверим, правильно ли мы понимаем лексическое значение слова «слёзы».

«Толковый словарь» говорит нам, что слёзы – это прозрачная жидкость, выделяемая железами, находящимися около глаз. Слеза – одна капля этой жидкости. 


4. В каких случаях плачут люди? 


5. Прослушайте отрывок из песни и скажите, отчего плачет Маруся? (Звучит песня из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»). 

Вывод: значит, люди плачут и от горя, и от радости. 


6. А видели ли вы, ребята, как плачут крыши домов? 

Сосульки, как люди, бывают толстыми и тонкими, большими и маленькими, грустными и весёлыми, добрыми и даже злыми. 


7. Послушайте, как изобразил плач сосулек русский композитор Александров. (Учитель исполняет пьесу Александрова «Сосульки» на пианино). 


8. Посмотрите, как начинается рассказ Шмелёва. Теперь представьте, что вы – сосулька. Добрая, весёлая, грустная, звонкая – любая. Давайте воспроизведём звук падающей капели. (Дети по очереди «кап-капают».) 


9. Что же делает весёлая мартовская капель?

«Она вызывает солнце» (Дописывается эпиграф к уроку.) 


10. Какого цвета солнце? Какими красками вы его обычно рисуете? 


11. Давайте позовём солнышко. Хлопнем 3 раза в ладошки и скажем: «Раз! Два! Три! Жёлтый шарик, лети!»

Итак, солнышко уже у нас в классе. Когда оно припекает, сосульки «плачут» весело и дружно. Это можно записать словами. Найдите в тексте то место, где капель особенно дружно играет на солнце. («Тра-та-та-та!»). 


II. Игра-пантомима «Капель»

Правила игры. Солнце выходит на небо. Вот его увидела одна сосулька, две, три, четыре, пять – много сосулек. Солнце светило весь день, устало, пора и на покой. Вместе с ним на покой ушла первая, затем вторая отправилась в кровать, за ней третья, четвертая, пятая – все сосульки. И воцарилась тишина. 

(Сосульки – это пальцы. Сначала по ладошке стучит один палец, потом второй, третий, четвертый, пятый. Шум усиливается постепенно, раздается весёлое хлопанье. Постепенно умолкает шум. Убираются пальцы: первый, второй, третий, четвертый, пятый – всё замерло.)

Дети играют. 


III. Работа с учебником, иллюстрацией

1. Вот такое солнце, оно может всё. Может простую пыль превратить в золотую полосу. Что про такую полосу знал герой нашего рассказа? («По таким полосам, от Бога, спускаются с неба Ангелы…»). 


2. Солнце может изменить даже окна домов. Посмотрите на окна. Какие они ровные, прямые. 

А теперь посмотрите на этот рисунок.


Узнаете? Что сделало солнце с окнами? 


3. Подберите к иллюстрации маленький «кусочек» текста, который можно было бы подписать под этим рисунком. («На крашеном полу и на лежанке лежат золотые окна, совсем косые и узкие, и черные на них крестики скосились. И до того прозрачные, что даже пузырики-глазочки видны и пятнышки»). 

Вывод: вот оно какое, наше солнышко! 


4. Мальчик из рассказа любил играть с воздушными шариками. Какого цвета шары были у него? (Красный и голубой.) 


5. Ребята, что бывает весной красного цвета? (Закат.) 


6. Голубого цвета? (Небо.) 


7. Давайте позовём и эти шарики к нам: «Раз, два, три! Красный, голубой, лети!». И солнце у нас есть, и закат, и небо голубое. Чего ещё не хватает нам? Без какого цвета не обходится ни одна весна? (Без зелени травы, деревьев.) Правильно. Попросим и зелёный шарик влететь к нам: «Раз, два, три, зелёный шарик, лети!» 


8. А в траве пестрят цветы. Радостно! Весело! Как выражает свою радость герой нашего рассказа? («Весна, весна!.») 


9. Ребята, есть такой цветок. Он сильный, к тому же лекарственный. Может прорасти даже сквозь асфальт. И такой яркий, что его трудно не заметить. Весной он везде: на лугу, в поле, в саду, на улице, что это за цветок? (Одуванчик.) Молодые одуванчики такие яркие. Они оранжевого цвета. Позовём оранжевый шарик: «Раз, два, три, оранжевый шарик, лети!» 

Вывод: вот и пришла весна – красна, разноцветная пора. 


IV. Подошёл к концу наш урок, посвящённый мартовской капели, которая вызвала тёплое ласковое солнышко, яркое голубое небо, красные закаты, изумрудную зелень травы и пестроту весенних цветов. Подошёл к концу наш урок, посвящённый весне. 


V. Любите ли вы играть с воздушными шарами? Я дарю вам сегодня маленькую капельку весны. Берите! (В класс влетают воздушные шарики, ребята разбирают их и по просьбе учителя прикладывают к уху. Создается впечатление, что воздушные шары что-то рассказывают детям.) 


VI. Работа над сочинением-миниатюрой «О чем рассказал мне мой воздушный шарик». 


Работы учащихся 

1. Мой шарик сказал мне, что капель – это признак весны. Она несет с собой разные звуки: пение птиц, тихое журчание ручейков.

Счастье, что оживает всё! Очнувшись от сладкого и спокойного сна, природа медленно просыпается и радует нас своими естественными цветами и слезами дождя. (Надя М.) 


2. Мой воздушный шарик рассказал мне свои желания. Он хотел подняться ввысь и побыть несколько секунд солнышком. Он хотел стать ручейком, чтобы мальчики и девочки пускали по нему кораблики. Он хотел быть всем на свете, и только для того, чтобы людям было хорошо. (Рита И.) 


3. Если выглянуло солнышко, значит, скоро весна. Если скоро весна, то все дети будут радоваться, играть, прыгать, бегать. Ты будешь играть со мной. Тр-р-р! Тр-р-р! Играй! Мне это будет приятно. Тр-р-р! Тр-р-р! Твой красный шарик. (Света Т.) 


4. Мой шарик хочет, чтобы на земле было больше света, тепла, радости, счастья и только сладкие слезы. Он хочет, чтобы всегда была весна, чтобы звенели песни ручейков и чтобы каждому человеку даже зимой было тепло. (Настя К.) 


5. Он сказал мне, что хочет стать человеком. Человеком веселым и добрым… Это должно случиться однажды весной. (Володя М.) 


Дети зачитывают свои сочинения-миниатюры. 


VII. Слово учителя

Этот урок подарил нам Иван Сергеевич Шмелёв своим рассказом «Мартовская капель», который входит в содержание романа «Лето Господне». 


Список использованной литературы


1. Шмелёв И.С.Лето Господне: сборник. М.: Молодая гвардия, 1991. 655 с. 

2. Даль В.Л. Толковый словарь в 4 томах. М.: Русский язык, 1989. 





Иллюстрации выполнены учащимися.





 




Региональный
банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 


Подгорная Г. А.

Универсальные учебные действия как одно из ведущих понятий ФГОС ООО 


Сумина Т. В.

Система оценивания в условиях реализации ФГОС 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS