Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации



Филатова Наталия Петровна,

МКОУ Каменностепная СОШ им. А.М. Иванова
Таловского района Воронежской области


Театр как одна из форм организации внеурочной деятельности детей

 

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

Не секрет, что в условиях сельской школы, где не всегда хватает специалистов дополнительного образования, для организации внеурочной деятельности привлекаются учителя и создается так называемая оптимизационная модель внеурочной деятельности.

Перед учителем возникает проблема выбора интересной и полезной для ребенка формы внеурочной деятельности. В МКОУ Каменностепная СОШ им. А.М. Иванова одной из успешно реализуемых учителями русского языка и литературы программ внеурочной деятельности является организация школьного театра.

Идея сама по себе не нова, но если посмотреть на неё через призму ФГОС, понимаешь, что она по-прежнему актуальна. Важнейшей отличительной особенностью новых федеральных стандартов является развитие, закрепление и расширение УУД школьников через системно-деятельностный подход. Театрализация – это и есть совместная деятельность детей по созданию творческого продукта.


Создание школьного театра как формы внеурочной работы позволяет у обучающихся сформировать следующие УУД:

  • Личностные УУД.Театральная деятельность - благоприятная среда для развития творческих способностей ребенка. Происходит формирование этических чувств, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы, проявляются индивидуальные творческие способности, происходит осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
  • Регулятивные УУД. Театральная постановка – продукт совместной деятельности. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех. Занятия театральной деятельностью воспитывают дисциплину - чёткую организацию коллектива, уважение к труду товарища, взаимную помощь и ответственное отношение к взятым на себя обязательствам.
  • Познавательные УУД. Работа над спектаклем (конечным продуктом деятельности) предполагает осознание значимости чтения и изучения литература как средства познания мира и себя в этом мире, даёт повод для работы мысли.
  • Коммуникативные УУД. Детский театр – одна из эффективных форм речевого развития детей. В процессе подготовки спектаклей легче помочь детям сформировать правильное четкое произношение, научить точно и выразительно передавать мысли автора, расширять словарный запас.

    Театр помогает решить важную проблему социальной адаптации – обучение социальному опыту. Театр даёт детям образец для подражания, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски и звуки. В процессе театрализованной деятельности развиваются коммуникативные способности, умение общаться. Научить общаться, понимать эмоциональное состояние других, адекватно реагировать на него – главные задачи воспитания ребенка, которые проще и интереснее решать в процессе работы над спектаклем.

    Более того, театральная деятельность становится особенно уместна и в связи с введением инклюзивного образования в общеобразовательные школы, где в деятельность включаются все дети, независимо от состояния их здоровья и личностных особенностей. Главное - каждому подобрать правильную роль, занятие во внеурочной деятельности. И тогда каждый ребенок, даже имеющий проблемы с речью, проблемы физического и психического характера может почувствовать себя равным среди равных.


В МКОУ Каменностепной СОШ им. А.М. Иванова школьный театр в 2016 году поставил следующие пьесы:

  • Спектакль по мотивам повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», 5 «А» класс
  • Спектакль по пьесе Л.Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца», 9 класс
  • Спектакль по мотивам русской народной сказки «Царевна–лягушка», 8-10 классы

В 2017 году:

  • Театрализованное представление «Мифы Древней Греции», 5 класс
  • Спектакль по мотивам русской народной сказки «Морозко», 6 «А» класс
  • Спектакль по сказке Е. Шварца «Сказка о потерянном времени», 6 «Б» класс
  • Спектакль по мотивам повести-сказки А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», 7 класс
  • Спектакль по пьесе У.Шекспира «Ромео и Джульетта», 10 класс.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга.

В конечном итоге цель организации школьного театра - не вырастить артиста для большой сцены, а развить у ребят их творческие способности, эстетическое восприятие, гражданскую и нравственную позицию, создать естественную речевую среду и построить личную модель творческого общения, что соответствует требованиям ФГОС ООО.



Литература


1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. - М: Просвещение, 2011 г.

2. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор/ Д.В.Григорьев, В.П.Степанов – М.: Просвещение, 2011 г.

3. Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды/Басина Н.А., Сулимова Н.П. и др.- М: Просвещение, 2003 г.



 




Региональный
банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 


Подгорная Г. А.

Универсальные учебные действия как одно из ведущих понятий ФГОС ООО 


Сумина Т. В.

Система оценивания в условиях реализации ФГОС 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS