Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации


28.07.14

Цель урока: закрепить умение находить вводные слова и предложения в тексте и выделять их запятыми; отработать навык правильной интонации в предложениях с вводными конструкциями; познакомить учащихся с книгой В.Солоухина «Камешки на ладони».

Воронина О.П.,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Давыдовская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»



Вводные слова и предложения

(урок русского языка в 8 классе)



Цель урока: закрепить умение находить вводные слова и предложения в тексте и выделять их запятыми; отработать навык правильной интонации в предложениях с вводными конструкциями; познакомить учащихся с книгой В.Солоухина «Камешки на ладони».


Учитель. Ребята, наверное, многие из вас были на море. Да?

Как здорово идти по морскому берегу, усыпанному мелкими разноцветными камешками. Их называют галькой.

Сидя на берегу, невольно начинаешь перебирать камешки вокруг себя и долго рассматривать их. Понравившиеся экземпляры складываешь отдельно. Хочется увезти их домой, показать друзьям, самому полюбоваться зимой, вспомнить о синем море.

А у В. Солоухина есть книжка, которая так и называется «Камешки на ладони». Книга представляет собой сборник мыслей писателя, жизненных выводов. Одним словом, «камешков», каждый из которых можно рассматривать, обдумывать отдельно. К сегодняшнему уроку несколько таких «камешков» для вас отобрала я. С их помощью мы закрепим полученные на прошлом уроке знания о вводных словах и предложениях.


А чтобы нам легко работалось на уроке, повторим все, что знаем о вводных словах и предложениях.

– Какие слова в предложении называются вводными?

– Являются ли вводные слова членами предложения?

– Какие группы вводных слов по значению вы знаете?

– Как выделяются вводные слова и предложения на письме?

– Каковы особенности интонации предложений с вводными словами и предложениями?


Запишите предложения, расставьте знаки препинания, определите значения вводных слов.


Лучшие картины природы, по мнению В. Солоухина, имеют черты человеческой деятельности: мостик, тропинку, церковный крестик.

– Вдумайтесь в смысл предложения. Согласны ли вы с писателем?

– Если бы были художником, что бы нарисовали?


Разумеется, черта характера взрослого человека, качество его души и его поступки имели в детстве свой зародыш, свое семечко.

Одним словом, человек либо катится по жизни, либо карабкается.

– Ребята, а что легче катиться или карабкаться?

– А что лучше?

– Почему?


Одни и те же слова могут употребляться в качестве вводных слов, т. е. не членов предложения, и в качестве членов предложения – чаще всего сказуемых и обстоятельств. Такие предложения обычно носят характер утверждения.


Прекрасное должно быть величаво.

Одним словом ничего не изменишь.

Село видно большое.


– Прочитайте предложения. Постарайтесь найти то место, где можно поставить знаки препинания. Запишите предложения со знаками препинания. Как от этого изменилось значение предложения?


Прекрасное, должно быть, величаво. (Сомнение)

Одним словом, ничего не изменишь. (Способ оформления мыслей)

Село, видно, большое. (Большая степень уверенности)

Таким образом, была открыта новая эра обследования лунной поверхности. (Вывод)


Учитель. А сейчас «черный ящик». За минуту вы должны догадаться, что в нем находится. Чтобы вы смогли это сделать, прозвучит несколько подсказок. На столе карточки с предложениями – подсказками, но озвучить вы их сможете, если добавите вводное предложение.

– Но сначала вспомните, чем отличается вводное предложение от вводного слова?


– Итак, первая подсказка.

Я уверен, при помощи этого предмета можно путешествовать во времени и пространстве.

Я думаю, одни люди заполняют этим предметом жизнь, а другие – стеллажи.

Я знаю, этот предмет является самым благовидным подарком.


– Что же в «черном ящике»?

– Книга.


Учитель. Да, это книга В. Солоухина «Камешки на ладони».

Но чтобы прийти к логическому завершению урока, я предлагаю вам написать свой «камешек», высказать свои мысли о природе, человеке, жизни. Я уверена, ребята, что у каждого из вас за плечами, пусть небольшой, жизненный опыт, свое мнение о дружбе и любви, долге и чести, правах и обязанностях. Напишите свой «камешек», одно предложение, желательно с вводным словом или предложением.


Звучит «Лунная соната» Бетховена, учащиеся пишут «камешки».


– Прочитайте предложения, которые у вас получились.


Учитель. Я дарю вам свой любимый «камешек» В.Солоухина.

У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту!

Крив, сложен, извилист путь к намеченной вершине.

Но терять высоту нельзя!

Каждый новый шаг должен приподнимать тебя над предыдущим

Я желаю вам, ребята, никогда не терять свою высоту!


Д/з. Познакомиться с книгой В. Солоухина, понравившийся «камешек» записать в тетрадь, графически объяснив знаки препинания.




Статья ранее была опубликована в сборнике ВГПУ «Филологические тетради», 2013, вып. 7.












Региональный

банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Загоровская О.В.

Русский язык в современной России: функционирование и особенности развития


Горячева С.С.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования УУД учащихся


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS