Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации


31.07.14

Цель урока – обобщение и систематизация знаний о бессоюзных сложных предложениях.

Задачи: 1) проверить теоретические знания по изученной теме и умение применять правила постановки знаков препинания внутри бессоюзных сложных предложений; 2) провести наблюдение над использованием в речи бессоюзных сложных предложений с разными смысловыми отношениями между их частями; выявить возможность замены изученных конструкций другими видами предложений как одного из способов выразительности речи; совершенствовать навык самоконтроля и самопроверки; 3) закрепить навык работы с текстом; 4) закрепить понимание чуткого отношения к родному языку.

Ярмонова Н.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназия № 6 г. Воронежа

e-mail: 65goncharova@mail.ru 



Урок-обобщение

"Бессоюзное сложное предложение"



Цель урока – обобщение и систематизация знаний о бессоюзных сложных предложениях.


Задачи: 1) проверить теоретические знания по изученной теме и умение применять правила постановки знаков препинания внутри бессоюзных сложных предложений;

2) провести наблюдение над использованием в речи бессоюзных сложных предложений с разными смысловыми отношениями между их частями; выявить возможность замены изученных конструкций другими видами предложений как одного из способов выразительности речи; совершенствовать навык самоконтроля и самопроверки;

3) закрепить навык работы с текстом;

4) закрепить понимание чуткого отношения к родному языку.


Оборудование: 1) мультимедиапрезентация, включающая в себя материалы к уроку: предложения для проверки теоретических знаний на этапе «Слуховой графический диктант», схему для фронтального повторения знаков препинания внутри БСП, задание с проверкой на этапе «Эксперимент», задания для работы на этапе «Конструируем предложения»,

2) раздаточный материал: задания для работы на этапах «Корректор», «Эксперимент», примеры использования БСП в художественных текстах.


Ход урока


I. Слово учителя о цели и задачах урока

Тема нашего урока: «Бессоюзное сложное предложение. Обобщение» (Запись в тетради)

В течение предыдущих уроков мы осваивали знаки препинания в БСП. Сегодня, повторив теорию, проверим свои знания на практике, попробуем корректировать ошибки в пунктуации, экспериментировать со знаками препинания, анализировать различные варианты использования изученных конструкций в речи, почти как в лингвистической лаборатории, чтобы обобщить и систематизировать полученные знания.


II. Начнем с проверки домашнего задания (Нужно было поработать над орфограммами в простых предложениях ЗСП-11, ЗСП-12; составить БСП, по возможности с разными значениями, придумав второе простое предложение.) Пока мы объясняем вставленные орфограммы, 2 человека запишут на доске из тетради примеры по аналогии на пропущенные в данных предложениях орфограммы.

ЗСП-11. а) Что(то) бледно(желтое) мелькнуло между деревьями. (например, аналогия: Какие-то ярко-красные цветы стояли на полке.) б) (Кое)где появились лужи. (Кое-как мы это выполнили.) в) Было вспаха…о уже (пол)поля. (Высыпано полмешка яблок.)

ЗСП-12. а) ( По)прежнему было тихо. (По-весеннему стало тепло.) б) (Юго)восточный ветер принес тепло. (Северо-западное направление указано на карте.) в) Все туристы передвигались тихо(тихо), (по)лисьи. (Он смотрел грозно-грозно, по-волчьи.)


III. Фронтальная проверка теоретических знаний по изученной теме

1) Вспомним: Что такое бессоюзное сложное предложение?

Чем отличается оно от других видов сложного предложения? Какие виды знаков препинания используются в БСП?

2) Попробуем выбрать необходимый в БСП знак препинания, обращая внимание на интонацию.


Слуховой графический диктант


Задание. Составляя схемы, обоснуйте выбор знаков препинания в данных предложениях (примеры из некоторых произведений А.С. Пушкина) (1 человек у доски, класс в тетради – составление схем к БСП) :

СЛАЙД: 1) Владимир шел, не разбирая дороги ; сучья поминутно задевали и царапали его. (1-е простое предложение распространено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом; роман «Дубровский»)

2) А теперь заткни топор за спину : лесничий ходит. (2-е предложение указывает на причину того, о чем говорится в 1-м; пов. «Капитанская дочка»)

СЛАЙД : 3) Страшная мысль мелькнула в уме моем : я вообразил ее в руках разбойников. (2-е предложение поясняет 1-е; пов. «Капитанская дочка») 4) Он видит : богатырь убит. (2-е предложение дополняет смысл первого; поэма-сказка «Руслан и Людмила») 5) Он засмеется все хохочут. ( в 1-м предложении значение условия; ром в стихах «Евгений Онегин»)


Учитель. Сверим схемы в тетради и на доске. Всё ли совпало? Затем сверим несовпавшие схемы с предложениями на экране, исправим ошибки)


Вывод: при выборе знаков препинания между частями БСП мы используем следующие значения: (СЛАЙД)

<перечисление> запятая, точка с запятой

<причина, пояснение, дополнение> двоеточие

<противопоставление, время или условие, следствие> тире

( примечание: <быстрая смена событий> тире )


Учитель. БСП с каким значением мы не встретили? (противопоставления, следствия, быстрой смены событий) Вернемся к творческой части домашнего задания. Может быть, там найдутся примеры на пропущенные значения БСП? Прочитаем. (Например, противопоставление: Кое-где появились лужи – часть дороги оставалась сухой; следствие: По-прежнему было тихо – мы чувствовали себя спокойно; быстрой смены событий: Налетела тучка - кое-где появились лужи.)


IV. Практическая работа

- Теперь посмотрим, умеете ли вы учитывать отношения между частями БСП, правильно расставлять знаки препинания и исправлять пунктуационные ошибки, т.е. быть корректорами.


1) Деловая игра «Корректор» (раздаточный материал у каждого на парте)


а) Индивидуальное задание с последующей проверкой (выполняет 1 ученик на доске): исправьте пунктуацию в предложениях; запишите данные предложения с правильной пунктуацией, объясните: 1. Заранее предупреждаю – удобств не будет. (дополнение – нужно двоеточие вместо тире) 2. Поля зазеленели: ручьи зазвенели, солнце заискрилось. (перечисление – нужна запятая вместо двоеточия) 3.Наташа не узнавала звезд – они потеряли знакомые очертания. (причина – нужно двоеточие вместо тире)


б) Выполняет класс. Углубим наше понимание значений между простыми предложениями в составе БСП: определите, верно ли утверждение; обоснуйте (устно)

1 ряд: Во всех предложениях 2-я часть выражает значение причины: а) Никто не пожалел о поездке: все многое узнали. б) Я верю: мы увидимся. (дополнение) в) Уже исчезла нагота полей: их покрыла трава. г) Он не вспоминает о прошлом: оно его не радует.

2 ряд: Во всех предложениях между частями БСП значение противопоставления: а) Дело учит и кормит – праздность добра мужа портит. б) Не оставляй на завтра дела – оставляй хлеба. в) Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай.(1-я часть - условие) г) Тощий на печи – сытый в поле.

3 ряд: Во всех предложениях 2-я часть выражает значение следствия: а) Я умираю – мне не к чему лгать. б) Хвалы приманчивы – как их не пожелать. в) Он не любит лгать – он скажет правду. г) Бояться смерти – на свете не жить. (1-я часть – условие)

Вывод (СЛАЙД): Один и тот же знак препинания может указывать на разные смысловые отношения между частями БСП.

– А что изменится в некоторых предложениях, если заменить один знак препинания другим? или переставить местами части в БСП?


2) Проведем эксперимент с пунктуацией (устно)


а) Индивидуальное задание с последующей проверкой (раздаточный материал – выполняет 1 ученик на месте): расставьте знаки препинания. Как изменится значение предложения и знак препинания, если части БСП переставить?

· Выйти невозможно на улице проливной дождь. Ответы: [Выйти невозможно]: [на улице проливной дождь (причина)]; [На улице проливной дождь(условие)] – [выйти невозможно]; [На улице проливной ] – [выйти невозможно(следствие)]

Вывод (СЛАЙД): при перестановке простых предложений в составе БСП меняются причинно-следственные отношения, это оформляется разными знаками препинания.


б) Выполняет класс: как изменится значение БСП при использовании различных знаков препинания между простыми предложениями?

· Молодежь ушла в клубе стало скучно. (СЛАЙД)– возможные варианты: Молодежь ушла, в клубе стало скучно. (перечисление) Молодежь ушла: в клубе стало скучно. (причина: Молодежь ушла, потому что в клубе стало скучно.)

Молодежь ушла – в клубе стало скучно. (следствие: Молодежь ушла, так что в клубе стало скучно.)

Вывод: знак препинания подсказывает смысловые отношения между частями БСП.


3) «Конструируем предложения»: попробуем доказать, что предложения разных видов могут выражать одни и те же значения, т.е. быть синтаксическими синонимами

(задания выполняются в тетради, предложенные примеры по порядку высвечиваются на экране, учащиеся читают свои предложения, называя знаки препинания): а) переделайте данные предложения в БСП, опуская союзы, помните о знаках препинания: Дождь перестал, но небо по-прежнему было сумрачное. Он оглядывается и видит, что во мраке леса мелькают огоньки. (Дождь перестал небо по-прежнему было сумрачное. Он оглядывается: во мраке леса мелькают огоньки) б) Замените простое предложение сложноподчиненным, затем сложным бессоюзным, не забывайте о знаках препинания: В случае плохой погоды поход не состоится. (Если будет плохая погода, поход не состоится. Будет плохая погода – поход не состоится.) в) Переделайте БСП в сложносочиненное и сложноподчиненное: Хотел он крикнуть – замерло дыхание. (Хотел он крикнуть, но замерло дыхание. Когда он хотел крикнуть, у него замерло дыхание.)

Вывод: синтаксическая синонимия позволяет сделать речь более выразительной.


в) усложним задачу: на экране 8 простых предложений.

Составьте 4 БСП, соединяя их попарно. Учитывайте причинно-следственные отношения. Запишите.

1. Стоит жара. 2. День будет жаркий. 3. Все краски в природе поблёкли.4. Дождик прошел по садовой дорожке. 5. К вечеру, по- видимому, соберется гроза. 6. Солнце сильно палит с утра. 7. Всё ожило и засмеялось. 8. К полудню на горизонте появились тучи. ( 1–3 (следствие) или 3–1 (причина); 1–6 (причина) или 6–1 (следствие); 2–6 (причина) или 6–2 (следствие); 5–8 (причина) или 8–5(следствие); 4–7 (следствие) или 7–4 (причина)


4) Целесообразность использования различных конструкций в речи. Можно ли сказать, что у нас получился текст? (нет) Чего не хватает? (определенной последовательности, логической связи между его частями; выразительности: все конструкции однотипны). Этому поучиться можно, конечно же, у писателей-классиков. Сравним 2 отрывка: Что общего в них: тип речи, тема? Какими синтаксическими конструкциями пользуется каждый автор? Почему? (раздаточный материал – отрывки читают вслух два ученика):


а) из рассказа А.П. Чехова: «Навстречу солнцу ползет темная, свинцовая громада. На ней то там, то сям красными зигзагами мелькает молния. Слышны далекие раскаты грома. Теплый ветер гуляет по траве, гнет деревья и поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь и начнется настоящая гроза»; б) из рассказа И.С. Тургенева: «Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розоватыми клубами напротив заходящего солнца…»

Примерные ответы: Оба отрывка – описание природы. В первом преобладают простые конструкции, но автор кое-где использует однородные члены, соединяя их союзами и без союзов, что позволяет придать описанию динамичный, напряженный характер. Во втором – автор мастерски создает цельную картину из отдельных деталей, используя развернутые синтаксические конструкции.


Домашнее задание: 1) составить текст на основе записанных в тетради предложений, сохраняя 4 БСП (письменно); 2) если кому-то это задание покажется трудным, то можно выполнить упражнение из учебника письменно (по выбору учащихся из предложенных учителем)


V. Заключительное слово учителя. Сегодня мы, выполняя различные упражнения, связанные с синтаксисом и пунктуацией бессоюзного сложного предложения, обобщили и систематизировали изученный материал. Знания эти будут нужны вам не только для выполнения на следующем уроке тестовой работы, но и во время итоговой аттестации по русскому языку, а также, несомненно, для развития вашей общей грамотности.


VI. Подведение итогов, выставление оценок.




Статья ранее была опубликована в сборнике ВГПУ «Филологические тетради», 2013, вып. 7.












Региональный

банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Загоровская О.В.

Русский язык в современной России: функционирование и особенности развития


Горячева С.С.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования УУД учащихся


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS