Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации




Коновалова Наталия Валерьевна,

Таловская СОШ
Таловского района Воронежской области


УМК по русскому языку для 5-9 классов
Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской (Академический школьный учебник)
и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС

 

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Наше образовательное учреждение не стало исключением, более того, мы начали вводить ФГОС в основной школе, в 5-9 классах. Опыт пока небольшой, но есть некоторые наработки. В соответствии с требованиями ФГОС мы используем УМК по русскому языку 5-9 кл. Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской.

Особенностью данного учебника является актуализация метапредметной функции курса русского языка; интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей; совершенствование познавательной деятельности. 

В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и Примерной программой по русскому языку в данном УМК реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностном подходе. Важной составляющей компетенции является деятельностное умение, овладение которым предполагает активную учебно-познавательную деятельность ученика и его способность применять имеющиеся знания и опыт в конкретной жизненной ситуации. 

В указанном УМК также реализован актуальный когнитивно-коммуникативный подход, основой которого является интеграция процесса изучения системы языка и процессов речевого развития ученика, его мышления, восприятия, воображения, а также процесса овладения средствами и способами обращения с информацией, совершенствования познавательной деятельности. 

Реализация когнитивно-коммуникативного подхода в рассматриваемом учебно-методическом комплексе предопределила выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку и одновременно результата изучения данного предмета. Это означает, что здесь текст является не только объектом языкового и речеведческого анализа, но и образцом или мотивом для создания собственного речевого произведения. Текст является одним из средств создания ситуаций, на основе которых происходит реальное речевое общение. На основе текста у учащихся формируется умение слушать, читать и понимать тексты разных стилей и жанров, используя при этом различные способы аудирования и чтения, а также умение извлекать информацию из текста, понимать его явно выраженный и скрытый смысл. 

Программа и учебник предусматривают владение учащимися разными видами чтения: просмотровым, поисковым, ознакомительным, изучающим. 

УМК ориентирован на формирование умений информационной переработки прочитанного текста (для этого предусмотрены: а) работа с каждой микротемой текста; б) составление плана из ключевых слов абзаца; 

в) работа над способами характеристики героя (учащиеся выписывают слова, характеризующие героя), а также на овладение различными видами трансформации текста ( сжатие текста и его развертывание в соответствии с задачей; преобразование связного текста в схему, таблицу, опорный конспект и наоборот – создание текста по таблице). 

В учебнике предусмотрено большое количество творческих работ различных видов: сочинения, сочинения-миниатюры, подробные и сжатые изложения, сочинения по картинам. 

Особенностью рассматриваемого УМК является усиление его воспитательной направленности. В содержании курса представлена целостная система, раскрывающая феномен отечественного языка как одной из значимых культурных ценностей, направленная на воспитание уважительного отношения к родному языку. В этой связи в курсе актуализирована его культурно-историческая составляющая, которая включает сведения из истории русского языка, этимологии, взаимосвязи языка и культуры, истории народа и его носителя. 

Обращение к фактам культуры и истории русского языка, истории русского и других народов России и мира позволяет актуализировать межпредметные связи, расширить культурный кругозор ученика, повысить мотивацию к изучению русского языка как учебного предмета. Такой подход позволил актуализировать межпредметные связи русского языка с такими учебными предметами, как иностранный язык, литература, география, история. 

В данном УМК реализован дифференцированный подход к обучению, который выражается в предъявлении теоретического и практического учебного материала на разных уровнях сложности, но не ниже зафиксированного в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы. При этом ученику предоставляется возможность самостоятельного выбора уровня сложности предлагаемого материала, что позволяет освоить курс не только сильному ученику, но и ученику со слабой подготовкой. 

Рассматриваемый УМК ориентирован на подготовку учеников к формам контроля как на уровне итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы, так и промежуточной аттестации в рамках урочной деятельности. Итоговая контрольная работа по русскому языку в 5 классе – это миниэкзамен девятиклассников (сжатое изложение, тестирование, сочинение-рассуждение).

В целом учебник позволяет сделать обучение русскому языку не только результативным, но и интересным для школьников, а также качественно подготовить их в дальнейшем к государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах.
Можно также отметить следующее. В данном УМК коротко представлен материал о лингвистах, дан материал об омонимии суффиксов, об отличии многозначных слов от омонимов (дается в таблице). 

Впервые учебник русского языка имеет фиксированный формат. Что это значит? 

Представленный в параграфах материал располагается на одном или двух разворотах книги. Основной теоретический материал и материал для закрепления изученного помещаются в основном поле, а вся дополнительная информация - на полях. При этом дополнительная информация содержится в рубриках «Это интересно», «Из истории языка». Материал этих рубрик переплетается с основным массивом учебных материалов, создает насыщенное интеллектуальное пространство, приучающее учащихся анализировать, наблюдать , сопоставлять, группировать, классифицировать языковой материал, прививает вкус к изучению языка повышает мотивацию к его изучению. 

Сведения, содержащиеся в названных рубриках, позволяют связать лингвистический материал с фактами других наук: истории, этнографии, культурологии. 

По мере необходимости на поля выносятся не только словарные слова с трудным с точки орфографии написанием, но и словарные статьи из орфоэпического, толкового и этимологического словарей. Вообще же словарной работе уделяется большое внимание: это касается как терминологии, так и незнакомых детям слов, встречающихся в текстах упражнений. 

В зависимости от содержания параграфа в нем появляются так называемые всплывающие окна: «Школа чтения», «Лингвистические игры, задачки», «Советы помощника». 

«Советы помощника» предоставляют учащимся возможность овладеть разными видами учебной деятельности (предметными и метапредметными; умениями самостоятельной деятельности, умениями работы в группе, в паре), учат школьников извлекать необходимую информацию, представленную в различных источниках, а также информацию, представленную в разнообразных формах – схемах, таблицах, диаграммах. 

Составной частью УМК является Рабочая тетрадь, которая дополняет учебник. Все упражнения в Рабочей тетради структурированы в соответствии с разделами и параграфами учебника, являются дополнительным материалом к учебнику. 

Рабочая тетрадь предназначена для организации закрепления и проверки знаний учащихсяся. Разнообразные упражнения способствуют расширению лексического запаса школьников, совершенствованию навыков грамматического разбора, освоению теоретического материала, овладению практической грамотностью. 

Каждый тематический раздел Рабочей тетради включает упражнения, предполагающие работу со словом, словосочетанием, с предложением, текстом, и заканчивается итоговой тестовой или контрольной работой в двух вариантах.
В пособии много интересных упражнений, кроссвордов, тестов, творческих заданий, а также иллюстраций, способствующих усвоению программного материала. 

Особое внимание в Рабочей тетради уделено формированию у учащихся коммуникативных навыков. Разделы по РР включают задания творческого характера, помогающие овладеть приёмами сжатия текста для написания сжатого изложения. 

Формированию творческих навыков способствуют задания по написанию мини-сочинений на заданную тему. Помещенные в пособии репродукции картин известных художников дают возможность создать сочинение по картине. Написать сочинение по картине далеко не просто, поэтому учащиеся работают с текстом-образцом, в котором представлено описание другой картины. 

В разделах на повторение и обобщение изученного материала даны упражнения, повторяющие не только уровень овладения навыком правописания, но и уровень владения основами теории вопроса. Наиболее сложные темы содержат опорные таблицы, алгоритмы рассуждения при применении правила. 

В Рабочую тетрадь включено множество интересных и поучительных текстов, стихотворений, зарифмованных правил, пословиц. Работа над вопросами к стихотворным текстам способствует более внимательному прочтению лирического произведения, а также научит видеть и понимать красоту поэтического слова. 

Материалы рабочей тетради могут быть использованы учителем для работы в классе, в качестве материала для домашних заданий, и во внеклассной работе. 

В заключение хотелось бы также отметить, что на УМК Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской получены положительные заключения и Российской академии наук, и Российской академии образования. 








Региональный
банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 


Подгорная Г. А.

Универсальные учебные действия как одно из ведущих понятий ФГОС ООО 


Сумина Т. В.

Система оценивания в условиях реализации ФГОС 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS