Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации


08.08.14

Сегодня вопрос стоит о быстром приспособлении человека к слишком часто меняющимся условиям.В связи с этим меняется обучение школьников в новых условиях. На уроках надо не только давать знания как таковые, а знания и умения соединять с адекватным восприятием мира, другими словами – формировать деятельную позицию у учащихся. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.

Все эти требования невозможно воплотить через короткий промежуток времени, нужно вести поэтапную подготовку учащихся к тому, чтобы они самостоятельно определяли тему урока, ставили перед собой цели, формулировали задания к упражнениям, выполняя которые, комментировали и поясняли свои действия, формулировали новое правило на основе предложенного учителем материала.Используется методика Г.А. Бакулиной «Методика субъективизации процесса обучения русскому языку».

Московкина Г.Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 39 г.Воронежа



Поэтапная подготовка учащихся

к современному уроку русского языка

в свете требования ФГОС



Главной задачей государственной образовательной политики на современном этапе является создание условий для достижения нового качества образования, доступности образования для всех детей. Сегодня вопрос стоит о быстром приспособлении человека к слишком часто меняющимся условиям.В связи с этим меняется обучение школьников в новых условиях. На уроках надо не только давать знания как таковые, а знания и умения соединять с адекватным восприятием мира, другими словами – формировать деятельную позицию у учащихся. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.


К современному уроку предъявляются следующие основные требования:

- самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока;

- учитель выступает в роли организатора, а не информатора;

-обязательная рефлексия на уроке;

- высокая степень речевой активности учащихся.


Все эти требования невозможно воплотить через короткий промежуток времени, нужно вести поэтапную подготовку учащихся к тому, чтобы они самостоятельно определяли тему урока, ставили перед собой цели, формулировали задания к упражнениям, выполняя которые, комментировали и поясняли свои действия, формулировали новое правило на основе предложенного учителем материала. Только тогда мы, учителя, увидим желаемый результат: не только грамотного ученика, хорошо владеющего родной русской речью, но и личность социально активную, умеющую думать, предлагать идеи и способы их разработки, аргументированно защищать свою позицию.


В своей работе я использую методику Г.А. Бакулиной «Методика субъективизации процесса обучения русскому языку». Рассмотрим некоторые этапы урока, проведённого в 5 классе, по теме: «Наречие как часть речи».


Тип урока : вводный (повторение пройденного и начало изучения нового материала по теме «Наречие как часть речи»).


Цель урока: обобщение и расширение знаний по теме «Наречие».


Задачи урока:

- научить отличать наречия от других частей речи по общему грамматическому значению, морфологическим признакам, синтаксической роли;

- развивать орфографическую зоркость, навыки исследовательской работы, коммуникативную, информационную компетенции;

- воспитывать любовь к родному языку, родной природе.


I. Организационный момент

(Приветствие учителя, запись в тетрадях: число, классная работа)


II. Мобилизующий этап

На доске записаны слова: (с)права, фу..бол, чувствуеш.., бри(л, лл)иант, (с)лева,сверкаеш.., (с)нова, криста(л, лл), (с)верху.


- Прочитайте записанные на доске слова. Сгруппируйте их по двум признакам одновременно. Распределите по столбикам.


чувствуешь         футбол             справа

сверкаешь          бриллиант         слева

                          кристалл           снова

                                                  сверху


- Сколько получилось групп слов? По каким двум признакам мы распределили слова?


- Запишем слова в три столбика, графически обозначая орфограмму. (Повторяем орфограммы).


- Каких слов оказалось больше? К какой части речи они относятся? Ребята, вы изучали наречие на отдельном уроке в 5 классе? Попробуем определить тему сегодняшнего урока.


Записываем в тетрадях тему урока «Наречие как часть речи».


III. Целеполагание

- Отталкиваясь от темы и используя запись на доске, сформулируйте цели нашего урока. 

ПОВТОРИТЬ … … …

УЧИТЬСЯ … … …


IV. Теоретический материал

1. Запись однокоренных слов к слову наречие: РЕЧЬ, НАРЕКАТЬ, РЕЧИСТЫЙ, ИЗРЕЧЕНИЕ

- Ребята, что мы знаем о наречии?


2. Составление кластера (схемы)


V. Систематизация знаний

1. Самостоятельная работа.

- Ребята, на экране вы видите предложения. Как вы думаете, какая перед вами стоит задача?

(Вставить в предложения пропущенные слова по смыслу).

Наречие – это ( ) часть речи.

Наречие никогда не ( ).

У наречий не бывает ( ).

В предложении наречия чаще всего бывают ( ).


2. Работа по учебнику (упражнение 412)


3. Синтаксический разбор предложения.

Незаметно раскрываются и закрываются цветы, быстро пролетают птицы, бабочки, жуки.


4. Морфемный разбор наречия НЕЗАМЕТНО, БЫСТРО.


5. Проблемно поисковая работа.

- А сейчас проведём с вами небольшое исследование. Попробуйте записанное предложение прочитать без наречий. Что у нас получилось? Как лучше? С наречиями или без наречий? Какой вывод следует? (С помощью наречия, употреблённого при глаголе, описание действия становится более точным).

- А ещё наречия делают нашу речь живой, точной, эмоциональной.


6. Физкультминутка.


7. Работа в группах по предложенному тексту.

- Проверим, ребята, как вы усвоили тему «Наречие как часть речи».

Первая группа. Озаглавить текст. Определить стиль и тип речи. Выписать три наречия и составить с ними словосочетания.

Вторая группа. Озаглавьте текст. Подчеркните наречия, как члены предложения.

Третья группа. Озаглавьте текст. Произведите морфемный разбор выделенных слов, составьте с ними предложения.

Четвёртая группа.Замените фразеологизмы наречиями.


Фразеологизм

Наречие

Положа руку на сердце


Рукой подать


Как в аптеке


Чёрным по белому


Битый час


Душа в душу


Бок о бок


На вес золота



Пятая группа. Составить небольшой юмористический рассказ по рисунку, используя наречия.

8. Ответы участников групп.


VI. Рефлексия

-Чему был посвящён сегодняшний урок? Что мы знаем о наречии? Что нового узнали на уроке?

(Работа по кластеру).

Выставление оценок.


VII. Домашнее задание. Правило с. 68, упр. 415 (задание 1 выполняют все учащиеся, задание 2 – дополнительно).





Статья ранее была опубликована в сборнике ВГПУ «Филологические тетради», 2013, вып. 8.









Региональный

банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Загоровская О.В.

Русский язык в современной России: функционирование и особенности развития


Горячева С.С.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования УУД учащихся


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS