Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации


31.07.14

Цель урока: обеспечить в процессе изучения нового литературного жанра не только обучение, но и воспитание школьников.

Задачи урока: познакомить с новым литературным жанром – стихотворение в прозе, развивать умение аргументированно отвечать на вопросы, находить средства образной выразительности; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к языку, Родине, людям, чувство гордости за своё культурное прошлое.

Тютина Ольга Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Аннинская СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов,

e-mail: olga589@ro.ru



Урок литературы в 7 классе по теме:

«И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе»



ЦЕЛЬ урока: обеспечить в процессе изучения нового литературного жанра не только обучение, но и воспитание школьников.


ЗАДАЧИ урока: познакомить с новым литературным жанром – стихотворение в прозе, развивать умение аргументированно отвечать на вопросы, находить средства образной выразительности; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к языку, Родине, людям, чувство гордости за своё культурное прошлое.


ОБОРУДОВАНИЕ: портрет И.С. Тургенева, словарь-минимум, листы с текстами стихотворений в прозе, средства мультимедиа, презентация, сопровождающая этапы урока.



ХОД УРОКА


I. Организационный момент


II. Вступительное слово учителя

Великая Отечественная война. Оккупированный Орёл. Фашисты грабят, громят, убивают. Ворвались и в музей. Холёный немецкий офицер победно вошёл и увидел перед собой на стене высеченное крупными буквами:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И.С.Тургенев


Офицер задумался на минуту… и приказал солдатам-захватчикам покинуть здание. Так музей был спасён! [М.А. Милованова. Взято из лекций преподавателей Павловского педагогического училища]


Ребята, как вы думаете, почему офицер, пришедший завоёвывать нашу землю, отступил, не посмел прикоснуться к музею? Что могло на него так подействовать? Подпись? Слова? О чём они? Может фашист устал? (Возможно, офицера испугало то, что слова, написанные в 19 веке, так актуальны были для века 20. Тургенев смотрел через время. Солдат понял, что у русского человека есть самое важное – вера в свободу и великое будущее. Такой народ непобедим).


III. Работа с текстом

Ребята давайте ещё раз обратимся к этим словам. У вас на столах лежат материалы к уроку. Найдите этот текст. Сколько в нём предложений? (3) А теперь попробуйте выделить в каждом предложении ключевые слова. Проверьте правильность по экрану. Ещё раз их прочитаем.

Какими словами И.С. Тургенев, не говоря о конкретных событиях времени, передаёт свои чувства? Как вы понимаете смысл последнего предложения? (В нём заключена вера в великое будущее русского народа). Какими эпитетами-определениями характеризует И.С.Тургенев русский язык? Что значит свободный язык?

Ребята, перед нами законченное произведение. Называется оно «Русский язык». Это стихи или проза? А чем стихи отличаются от прозы. (В стихотворении есть ритм, рифма. Главное – выразить чувства. А в прозе главное – сообщение о каких-либо событиях). А у нас что? (В основе данного произведения не сообщение о конкретных событиях и фактах, а мысли и чувства лирического героя. Однако форма прозаическая.) Так что же это? Можем ли мы определить жанр? Нет! Перед нами новый вид творчества, не существовавший до И.С. Тургенева. И нам необходимо познакомиться с этим жанром.


IV. Сообщение темы урока

Итак, тема сегодняшнего урока: « И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе». Что же это за жанр? Сегодня значение непонятных для нас слов будет разъяснять Ольга Б. (У неё на столе мини-словарь).


«Стихотворения в прозе» – это последние произведения Тургенева. Писатель много лет собирал заметки, записи и в конце своей жизни издал их под этим названием. Они не имеют рифмы, не записываются как стихи, но доносят до нас мысли и чувства автора.

Так что же было перед нами: стихи или проза? Назовите этот жанр.

Мы с вами познакомились только с одним стихотворением, а всего при жизни И.С.Тургенев опубликовал 51 миниатюру. И все они особенные, разнообразные. В стихотворении «Русский язык» звучит вера в великое будущее русского народа. Здесь затронута тема русского языка и русского народа. А какие ещё темы могли волновать И.С.Тургенева как писателя 18 века? А нас какие темы волнуют?

На мой взгляд, тема нравственного подвига не может оставить равнодушным ни одного человека. Волновала она и Тургенева. Она отчётливо звучит в стихотворении «Два богача». Послушайте, пожалуйста.


V. Выразительное чтение стихотворения наизусть


VI. Работа по тексту

Что вы узнали о Ротшильде? Это просто богач? Обратимся за консультацией к Ольге. (Ученица зачитывает материал из мини-словаря) Чем отличается финансовый магнат от богача? Как вы относитесь к его поступку? Восхищаетесь? А почему стихотворение называется «Два богача»? А разве мужик богат? У него «разорённый домишко» ,видно, и соль не всегда бывает. А чей поступок заслуживает большего уважения? Почему автор пишет: «Далеко Ротшильду до этого мужика»? ( Далее анализируем лексику).

Итак, в этом стихотворении автор утверждает силу и нравственное превосходство простого человека, верит в торжество света, добра и нравственной красоты. Именно чувства выделяют человека из мира природы. Горе человеку, если он забудет о жизненных ценностях.

Какая общая тема прослеживается в этих двух миниатюрах? (Тема любви к Родине, к языку, к людям, к ближнему своему). А сейчас эта тема актуальна? Почему? Мы обязаны сохранить свой язык чистым, как родниковая вода, таким, каким он был у И.С. Тургенева.


VII. ИТОГИ урока

Подходит к концу наш урок. Мы познакомились с новым литературным жанром, который продолжили русские писатели 20 века: А.И. Солженицын, В.А. Солоухин. Давайте ещё раз повторим определение жанра. Большое вам спасибо за продуктивную работу. В память о нашем уроке я хотела бы вам оставить свои стихотворения в прозе, в них выражены мои пожелания вам. Я, конечно, не Тургенев, но, надеюсь, каждому достанутся нужные слова. Подумайте о них. И, конечно же, возьмите сборник И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе» и почитайте эти трогательные миниатюры.



Приложение


1. Мини-словарь


Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Стихотворение в прозе – это небольшое прозаическое произведение лирического характера, в котором большое значение имеет эмоциональная окраска речи.

Ротшильд – один из представителей династий финансовых магнатов, начавших своё восхождение в середине 18в.

Призреть– дать кому-нибудь приют и пропитание.

Умиление – нежное чувство, возбуждаемое чем-нибудь трогательным.



2. Некоторые стихотворения в прозе для учащихся


1. Не думай, что покой – это счастье, блаженство. Покой – благо ложное. Борьба, движение – это твоя стихия.

2. Пусть честность будет твоим капиталом. Научись прощать. И мир станет светлее и чище.

3. Воспользуйся жизнью, не проспи её. Вкуси её дары. Добивайся поставленной цели.

4. Верь в торжество добра и справедливости. Старайся видеть в жизни только хорошее. И мир предстанет пред тобой в новом свете.

5. Говори всегда правду, работай усиленно, с любовью.

Ты обязательно получишь справедливую оценку.

6. Будь богат и щедр душой, человек. Состояние такое никогда не истощится.



Литература


1. http://lib.rus.ec/b/95402/read#t52

2. http://www.turgenev.org.ru/e-book/russki_yazyk.htm




Статья ранее была опубликована в сборнике ВГПУ «Филологические тетради», 2013, вып. 7.




 

Подпишитесь 
на наши новости





Региональный

банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Загоровская О.В.

Русский язык в современной России: функционирование и особенности развития


Горячева С.С.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования УУД учащихся


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS