Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации


Гузенко Татьяна Николаевна,

МКОУ Новотроицкая СОШ 
Таловского района Воронежской области


Учебный курс «Литературные тропинки отчего края»
как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»

 

Мы живем в непростое время, когда отсутствие стабильности в жизни способствует появлению ряда фактов, оказывающих отрицательные воздействия на духовную сферу жизни общества. Все это отразилось на отношении молодежи к нравственным, гражданским ценностям.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения сложный и многогранный процесс, успех которого во многом зависит от того, насколько удалось привнести в душу ребенка уважение к прошлому и настоящему своей Родины. И перед учителем литературы ставятся задачи:

1) пробудить у детей любовь и преданность к культуре отчего края;

2) формировать у учащихся готовность трудиться на благо Родины;

3) развивать у школьников любовь и уважение к героическому и трудовому прошлому своей «малой родины».

Школа должна готовить зрелого гражданина России, осознающего свои права и обязанности, реализующего принципы Конституции , способного к самореализации в различных видах деятельности. А современный образовательный стандарт – инструмент исполнения Конституции Российской Федерации.


Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов для реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, во-первых, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей учащихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, а во-вторых -используется для более детального изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана и для введения новых учебных предметов (элективных курсов). В нашей школе это проходит следующим образом.

Ежегодно в 4-ой четверти текущего учебного года на основании приказа по школе проводятся анкетирование обучающихся и классные родительские собрания для изучения образовательных потребностей на следующий учебный год. Классные руководители обрабатывают анкеты обучающихся и родителей, передают протоколы результатов обработки анкет и заявления родителей заместителю директора по учебно-воспитательной работе. По итогам мониторинга и с учетом рекомендаций муниципального и регионального уровней распределяются часы компонента общеобразовательного учреждения и часы части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Распределение часов компонента общеобразовательного учреждения и части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, рассматривается на заседании педагогического совета школы, утверждается приказом. И я разработала и апробирую программу учебного курса «Литературные тропинки отчего края»


Пояснительная записка


В основу учебного курса «Литературные тропинки отчего края» положена программа, разработанная Н.Г. Корниенко, А.Б. Удодовым, М.А. Слинько и Е.В.Васильевой, с использованием следующей методической литературы:

1) Корниенко Н.Г. «Краеведение на уроках литературы».

2) Корниенко Н.Г. «Очерки по литературному краеведению».

3) Антюхин Г.В. «Литературное былое».


Общая характеристика предмета

В основу учебного курса «Литературные тропинки отчего края» положено изучение литературы Воронежской области. Настоящая программа рассчитана на учащихся, заинтересованных в глубоком знакомстве с литературой родного края. Основной целью изучения данного курса является исследование краеведческого материала, посвященного творчеству поэтов и писателей-земляков, а также знакомство с фольклорным наследием Воронежского края (лирические песни, малые жанры фольклора).

В процессе изучения литературы данного курса необходимо учитывать историко-культурный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усилить межпредметные связи, предполагающие содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты.

Изучая литературу родного края, необходимо подчеркнуть ее важнейшую роль в формировании нравственной сферы личности ученика, его культурного багажа, духовного развития нации в целом. Решение множества проблем в жизни страны зависит от гражданской позиции, сформированной у учащихся, уважения к историко-культурному наследию своего края.


1. Цели курса:

• повышение литературного образования учащихся, уровня их читательской культуры, развитие исследовательских навыков и творческих способностей детей и их познавательной самостоятельности;

• формирование у учащихся представлений о литературе родного края как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.

• формирование умений творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;

• развитие речи учащихся (умение строить высказывание); развитие логического и образного мышления (умение анализировать, сравнивать, обобщать, интерпретировать текст);


2. Место предмета учебного курса в учебном плане.

На учебный курс «Литературные тропинки отчего края» в 6 классе за счёт часов, формируемых участниками образовательных отношений, отведено 34 часов. Общая недельная нагрузка составляет 1 час.


3. Ценностные ориентиры содержания учебного курса

1)Художественно-эстетическое и творческое развитие личности ребенка на основе навыков, приобретенных им в процессе освоения программы.

2)Воспитание чувства любви к малой родине и гордости за своих земляков.

3)Развитие осмысленной, ясной, грамотной речи; формирование навыков использования языковых средств для выражения своих чувств, мыслей; навыков владения диалогической и монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка.

4)Воспитание творческой инициативы школьников, опыта их творческой деятельности.

5)Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса.


4. Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Изучение учебного курса в 6 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов

в направлении личностного развития:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к литературе;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (дополнительную литературу, интернет-ресурсы и др.).

в метапредметном направлении:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

в предметном направлении:

1) в познавательной сфере:

• умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• воспитание творческой инициативы.

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• формирование знаний, умений и навыков в области техники речи, орфоэпии;

• развитие навыков самостоятельного творческого образного мышления и культуру речевого общения;

• ознакомление с возможностями различной исполнительской трактовки произведения.

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы родного края как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


5. Планируемые результаты изучения учебного курса «Литературные тропинки отчего края» в 6 классе

Обучающийся научится:

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определенную тему и передавать его в устной форме с учетом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета;

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя свое отношение к прочитанному;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации.


6. Содержание курса

Тема 1. Введение (1 час)

«Сторона моя родная…». Цели и задачи курса.


Тема 2. Фольклорное наследие Черноземья (5 часов)

Деятельность воронежских краеведов-фольклористов.


Афанасьев Александр Николаевич

Слово о писателе. Сборник "Народные русские сказки". Волшебный мир сказок А.А.Афанасьева.


Барышникова Анна Куприяновна

Слово о сказочнице. Мастерство исполнения сказок. Юмор. Особенности сказок А.К.Барышниковой. Приёмы повествования, рифмовки, диалога. Сказки «Как барин собакою брехал», «Как барин тешился», «Как дьякона медом угощали». Сатирическая сказка «Как немецкий генерал к партизанам в плен попал». Воспитание гуманности и патриотизма посредством сказки.


Королькова Анна Николаевна

Слово о сказочнице. Народная, певучая манера сказа. Разнообразие сказок.

Сказки «Чья лень больше», «Три брата», «Финист - ясный сокол».


Лирические песни – особый род народной поэзии. Популярнейшие произведения народно-эпического творчества. Манера исполнения лирических песен. Прослушивание звукозаписей народных лирических песен воронежскими исполнителями.


Творчество М.Е.Пятницкого. Биографический и творческий путь известного воронежского собирателя песен. Прослушивание звукозаписей народных песен в исполнении хора имени Пятницкого.


Тема 3. Из литературы ХVIII-XIX веков(2часа)

Кольцов Алексей Владимирович

Слово о поэте. Ведущая тема творчества — тема труда. Воспевание труда как источник материальных и духовных ценностей. Чтение, анализ стихотворений «Песня пахаря»,«Урожай».


Никитин Иван Савич

Слово о поэте. . Тематика произведений И.С.Никитина.

Любовь к Родине в стихотворении «В синем небе плывут над полями…».


Из литературы XX века (16 часов)

Бунин Иван Алексеевич.

Слово о поэте. Особое место осени в творчестве поэта. Анализ отрывка из стихотворения «Листопад».


Маршак Самуил Яковлевич.

Слово о писателе. Разнообразие творчества. Книги стихов «Почта военная», «Быль-небылица». Сказочные картинки окружающего мира в стихах.


Творчество А.В. Жигулина Слово о писателе. Книги стихов


Добряков Владимир Андреевич.

Слово о писателе. Повесть «Вредитель Витька Черенок». Взаимоотношения детей и взрослых, воспитание характера, чувств, мировоззрения подростка, поиск личного нравственного идеала


Платонов Андрей Платонович.

Слово о писателе. Рассказ «Возвращение». Трагическое влияние воины на судьбу семьи.Война и дети. Рассказ «Юшка». Основная идея рассказа. Смысл названия. Характеристика главных героев.


М.М.Пришвин в Чернозёмном крае. Мир пришвинских произведений


Из современной детской литературы(7 часов)

Третьяков Юрий Фёдорович.Слово о писателе. Повесть «Вовка из нашего класса». Особенности изображения героев.


Троепольский Гавриил Николаевич. Слово о писателе. Повесть «Белый Бим Чёрное Ухо». Тема ответственности человека перед природой, преданности и человеколюбия . Основная идея произведения.


Песков Василий Михайлович. Рассказ «Ржаная песня». Тема необъятной любви к родной природе


Писатели и поэты моей малой родины(2 часа)


Е.Дубровин Краткие сведения о писателе. Обзор творчества. Повесть «В ожидании козы».


Повторение и обобщение изученного (1час)


В процессе изучения курса подготовлены учащимися следующие творческие работы: «Этюды о Пришвине М.М»,«Любовь в песнях А.В.Кольцова» , «Что за прелесть эти сказки!» о творчестве Барышниковой А. К., « Воронежская область глазами А. Платонова»

О жизни и творчестве И.А.Бунина ребятами предоставлен проект « И счастлив я печальною судьбою». Класс разделён на группы .Дети выполняли общие и индивидуальные задания: 1)подбирали и учили стихи,

2)собирали материал о жизни и творчестве писателя,3)анализировали стихи Бунина,4)организовали выставку книг писателя.


С 5-ого класса знакомлю школьников с самодеятельными поэтами и писателями Таловского района. Каждый год приглашаю кого-нибудь из поэтов на нашу литературную гостиную, где гости читают свои стихи. Их стихи - путеводная звезда, указывающая дорогу в необыкновенный, чарующий и таинственный мир поэзии,и пробуждают уважение к труженикам села.

Общение с поэтами, писателями, где дети участвуют в обсуждении их рассказов, сказок, стихов, где учатся слушать, видеть, воспринимать правильную русскую речь, стремятся к тому, чтобы сердцем и умом ощутить прекрасный мир поэзии, – это школа эстетических воззрений, культуры чувств и гордости за свой родной край, школа формирования общественной позиции гражданина. По словам В.В.Путина, «Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма».


Предстоит еще много работы, размышлений о том, что такое прекрасное чувство Родины, как стать настоящим человеком, патриотом своей страны, для которого служение Родины – святая обязанность, истинное счастье. Под влиянием уроков литературы формируется активная жизненная позиция наших учеников, так закаляются они нравственно, так входят в их жизнь и навсегда остаются в сердцах уроки патриотизма, уроки самой жизни, так растут они – дети большой и прекрасной Родины – матери. А Родина начинается здесь, в родном селе.



 




Региональный
банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 


Подгорная Г. А.

Универсальные учебные действия как одно из ведущих понятий ФГОС ООО 


Сумина Т. В.

Система оценивания в условиях реализации ФГОС 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS