Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации




Самарина Марина Викторовна,
учитель русского языка и литературы МКОУ «Архангельская СОШ» Аннинского района Воронежской области
e-mail: sammarvik@mail.ru






Материал к уроку по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»

«Три злодейства» Германна


Цели урока: 

  • образовательная:

а) познакомить учащихся с самым загадочным и мистическим произведением А.С.Пушкина,

б) определить роль судьбы в жизни героя, связать с современностью;

  • развивающая:

a) развивать навыки и умения сравнительного анализа произведения;
б) формировать навыки и умения работы с критическим материалом;
в) закрепить умение формулировать выводы.

  • воспитательная:

а) пробудить чувство ответственности за свою собственную жизнь, за свои поступки.


Ход урока

1. Актуализация знаний.

- Рассмотрите портрет Пушкина. Вы знаете, где он находится? (В Третьяковской галерее. Это единственная картина в музее, у которой всегда стоят живые цветы.

- Как выдумаете, дорого она стоит? (бесценна, рисована с оригинала, любима Пушкиным. Почти 200 лет назад за этот портрет Пушкин отдал гонорар, полученный за повесть «Пиковая дама»)


2. Вступительное слово учителя:

- Современники Пушкина восторженно встретили его новое произведение. 7 апреля 1834 г. Пушкин записал в дневнике: « Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза». Биограф Пушкина П. Анненков писал: «Пиковая дама» произвела при появлении своем всеобщий говор и перечитывалась от пышных чертогов до скромных жилищ с одинаковым наслаждением». 


3. Выяснение впечатлений о прочитанном.

- А понравилось ли произведение вам?


4. Целеполагание.


5. Сообщение заранее подготовленного ученика о реальных лицах и фактах, лежащих в основе сюжета.

В основе сюжета «Пиковой дамы» лежат некоторые реальные факты и лица. Так, прототипом графини является Н.П. Голицына, умершая в том же году, что и Пушкин, а родившаяся в 1741 г. Это была одна из колоритнейших фигур русского придворного мира, фрейлина пяти императоров. Пушкин был знаком с нею. В своем дневнике он записал: «При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной…»
С Голицыной связана, видимо, и история с тремя роковыми картами, которые определяют движение сюжета в повести. Друг Пушкина вспоминал: «Пиковую даму» Пушкин сам читал Нащокину и рассказывал ему, что главная завязка повести не вымышлена. Старуха-графиня – это Наталья Петровна Голицына, мать Дмитрия Владимировича, московского генерал-губернатора, действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук ее, Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. Внук поставил на карты и отыгрался. Дальнейшее развитие повести все вымышленно».


6. Анализ повести:

- Как зовут главного героя произведения? (Имени не знаем, Германн – это фамилия, об этом говорят буквы НН на конце, видимо, немецкого происхождения) 

- Что мы узнали о главном герое в начале произведения? (Молодой офицер, инженер. Беден, по характеру расчетлив, разумен, потому просиживает до 5 ч. утра, наблюдая за игроками в карты, но никогда не играет. Пушкин подчеркивает, что в нем кипят сильные страсти, честолюбив, но все подавляет твердой волей. Выслушав историю Томского о трех картах, тайну которых 60 лет назад открыл бабке Анне Федотовне легендарный алхимик и чародей Сен-Жермен, Германн воскликнул: «Не случай, а сказка», так как исключает возможность иррационального успеха.) 

- Но все же видим Германна под окнами бедной воспитанницы графини Лизы с лицом, закрытым бобровым воротником, сверкающими глазами, румянцем на бледных щеках. Почему он поверил в тайну трех карт? (Продолжение истории – выигрыш покойного Чаплицкого, которому Анна Федотовна открыла-таки секрет. Одноразовый успех – случайность, повторение случая – закономерность) 

- А почему с таким таинственным, романтическим видом стоит под окнами Лизы? Влюблен? (Лиза нужна как послушное орудие для осуществления замысла – овладеть тайной трех карт). 

- Расскажите, как развивалась история с Лизой? (Добился свидания, получил план дома. Но вместо комнаты Лизы направился в спальню графини, пытается выведать секрет)


7. Инсценирование эпизода «Германн у графини» от слов: «Не пугайтесь…» до конца 3 главы.

- Какие доводы он приводит графине? (Составит счастье его жизни, ее дети и внуки не нуждаются, хочет взять ее грех на свою душу)

- Чем закончился разговор со старухой? (Старуха не пожелала помочь. При виде пистолета умирает от страха)

- А дальше Германн идет в комнату Лизы. Зачем? (Развязать узел: в любви больше нет нужды. «Деньги – вот чего алкала его душа»)

- А почему два раза в тексте (и именно в этот момент) Германн сравнивается с Наполеоном? (Два злодея, олицетворяют зло. Наполеон жаждал славы, Германн – денег. Зло измельчало, но злом осталось)

- Через три дня Германн приходит на отпевание графини в церкви. Он раскаялся, раз просит прощения? (Нет, хитрый расчет: а вдруг старуха вредно повлияет на его судьбу)

- Расскажите о мести графини. (Насмешливо взглянула, Германн упал. Ночью пришла, раскрыла тайну карт, попросила больше не играть, жениться на Лизе)

- Принесли ли счастье карты? (Психбольница. Тот, кто хотел покоя, независимости, вынужден быстро бормотать: тройка, семерка, туз...)

- А почему Германн «обдернулся»? (Сказалось нервное напряжение, не выполнил обещания жениться)


8. Постановка проблемного вопроса:

- «Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства»,- небрежно бросает Томский о Германне, танцуя с Лизаветой Ивановной на балу. Позже она вспомнит эти слова. Так какие же три злодейства совершил Германн?
Обговорите 2 минуты это задание в четверках. 

1. Обманул Лизавету Ивановну.
- Почему обмануть Лизу – это грех? (прелестное создание, домашняя мученица; «горек чужой хлеб», который к тому же постоянно недоплачивали; невольная причина смерти благодетельницы) 

2. Явился причиной смерти старухи-графини. 

3. Продал душу дьяволу. (При затруднении определения третьего злодейства обратиться к словам Достоевского: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»)
- А какое злодейство, на ваш взгляд, самое страшное и почему? (Лиза успешно вышла замуж, т.е. зажила счастливо; Старуху убивать не хотел, ведь пистолет был незаряжен, да и была стара (87 лет), поэтому ее смерть естественна; самое страшное злодейство – сделка с дьяволом, герой обрек свою душу на вечные мучения ради материальных благ)
- Как вы думаете, можно ли еще сильнее наказать Германна за его злодеяния, чем это сделал Пушкин? 

Не дай мне бог сойти с ума,
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад. (А. С.Пушкин 1833 г.)

- Определите идею произведения (пагубность и безумие страсти к обогащению; повесть заставляет задуматься о подлинных человеческих ценностях) 


8. Задания по четверкам. Составить синквейн на темы: 1 - Германн, 2 - старуха, 3 - Лиза, 4 - «Пиковая дама», 5 - судьба

Проверка задания. 

Рефлексия 

- Повести скоро 200 лет. Может, время изменило людей и произведение потеряло актуальность? (Сейчас смысл жизни большинства людей – заработать деньги любыми путями, не останавливаясь ни перед убийством, ни перед воровством, не остановит даже слеза ребенка. В крупных городах число заболевших игроманией покрывает алкоголизм и наркоманию) 

- Изменился ли ваш взгляд, отношение к произведению после его анализа в классе? 

- Кто отличился при работе в четверках? 

– Что не получилось на уроке и почему? 


Домашнее задание на выбор:

1. Напишите другой финал повести
2. Письменный ответ на вопрос «Всегда ли цель оправдывает средства»?





 




Региональный
банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 


Подгорная Г. А.

Универсальные учебные действия как одно из ведущих понятий ФГОС ООО 


Сумина Т. В.

Система оценивания в условиях реализации ФГОС 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS