Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации


25.07.14

Цель – подготовить школьников к сочинению-описанию по картине.

Оборудование: презентация урока; репродукция картины С.А.Григорьева «Вратарь»; толковый словарь С.И. Ожегова (М., «Русский язык», 1990); учебник «Русский язык. 7 класс» Т.А. Ладыженской.

Аксенова Лариса Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Березовская СОШ

Аннинского района Воронежской области

e-mail: ya.larinalo2012@yandex.ru



Подготовка к сочинению по картине С.А. Григорьева «Вратарь»

(урок развития речи в VII классе)


Цель – подготовить школьников к сочинению-описанию по картине.


Задачи:

1) обучение описанию спортивных действий;

2) развитие коммуникативной компетенции – умение создавать собственное высказывание;

3) воспитание любви к изобразительному искусству, через искусство – любовь к спорту.


Оборудование: презентация урока; репродукция картины С.А.Григорьева «Вратарь»; толковый словарь С.И.Ожегова (М., «Русский язык», 1990); учебник «Русский язык. 7 класс» Т.А.Ладыженской.


Эпиграфы:


Свиданье с ним я предвкушал с утра,

Тая в душе знакомое волненье.

Футбол – это народная игра,

Часть жизни, и мужчин общенье.

А. Крамов


Неважно, рядом кто юнец или старик,

Здесь каждый каждого на всех

трибунах слышит.

Здесь общий стон или победный крик –

Ведь стадион одним порывом дышит!

А.Крамов


План урока

1. Формулировка темы и цели урока. Слово учителя о художнике.

2. Беседа по картине. Формулировка основной мысли работы художника.

3. Работа над планом сочинения.

4. Словарная работа. Работа по подбору лексических и текстовых синонимов.

5. Выбор адресата.

6. Написание сочинения и его редактирование.


Ход урока


I. Слово учителя

Сегодня мы познакомимся с репродукцией картины художника Сергея Алексеевича Григорьева «Вратарь», для того, чтобы ее понять, как произведение искусства, а потом на основе своих впечатлений написать сочинение.

Прежде, чем говорить о художнике и его картине, вспомните, какие типы речи вы знаете. (Слайд №1) (Описание, повествование, рассуждение)

Давайте определимся, какой тип речи вы будете использовать для написания сочинения. (Описание)

С.А.Григорьев – советский живописец, народный художник УССР. Его работы посвящены проблемам советской морали и воспитанию молодежи. (Слайды №2-4) Картины этого художника «Обсуждение двойки», «Вернулся», «Вратарь» находятся в Третьяковской галерее.


II. Беседа по картине. (Слайд № 5) Давайте внимательно рассмотрим картину «Вратарь»

1. Что на ней изображено? (Окраина города; дети, играющие в футбол; зрители)

2. Что отражено в названии – тема картины или основная мысль автора? (Слайд №6 Основная мысль: «Футбол – увлекательная игра»)

3. Где происходит действие? (Окраина Москвы)

4. Какое время года изображено на картине? Назовите приметы, которые указывают на это время года. (Осень. Конец сентября – начало октября. Погода замечательная, теплая, дети одеты легко.)

5. Сколько планов на картине? (Передний, средний, задний)

6. Что изображено на переднем плане? на среднем?

7. Вопрос-загадка. На картине изображены четыре игрока. Найдите их. (Настоящий игрок, запасной игрок, бывший игрок, будущий игрок)

8. Что мы видим на заднем плане? (Промышленный город, правительственное учреждение, серые жилые кварталы, маковки церквей)

9. Попробуйте сформулировать основную мысль картины. (Слайд №7 «Футбол – это увлекательная игра», «Футбол интересен всем».)

10. (Слайд №8) Обратите внимание на эпиграфы к уроку. К кому из героев картины можно отнести первый эпиграф? второй эпиграф? (1-й – к игроку, 2-ой – к болельщикам)

11. Как вы думаете, почему художник назвал картину «Вратарь»?

12. Чем интересна картина? Какие чувства она вызывает у вас?


III. (Слайд № 9) Работа над планом сочинения

1. Как называется картина и кто ее автор?

2. Место, где происходит действие.

3. Время года, изображенное на картине.

4. Описание вратаря и болельщиков.

5. Описание города.

6. Основная идея картины.

7. Мое отношение к картине.

План дан лишь для ориентировки, его можно изменять, дополнять, строить описание в другой последовательности.


IV. Словарная работа

Прежде, чем приступить к письменному описанию картины, проведем словарную работу. Запишите следующие слова и словосочетания:

репродукция картины, вратарь, футбол, матч, соорудить ворота, атака, портфель, собака, октябрь, погода, шорты, чувствовать, изобразить, момент, город, площадка, справа, слева, пионерский галстук, колено, перчатки, азарт, пенальти, квартал, импровизированный.


1. Найдите в толковом словаре значения слов:

Импровизированный – неожиданный, внезапный, не подготовленный заранее

Пенальти – одиннадцатиметровый штрафной удар по воротам соперника

Матч – спортивное соревнование между двумя или несколькими командами

2. Чтобы избежать тавтологии, необходимо подобрать слова-синонимы:

Бросится – кинуться, метнуться, ринуться, устремиться

Сосредоточенно – внимательно

Быстрый – проворный, стремительный, торопливый

3. Какие деепричастные обороты можно использовать в сочинении? Как стоит вратарь? (широко расставив ноги, положив руки на колени, растирая рукой колено, внимательно следя за игрой, прибежав на помощь и др.)

4. Как выделяются на письме деепричастные обороты?

5. Какие краски использовал художник для написания этой картины? Какой колорит преобладает?

6. Вспомним, как пишутся сложные прилагательные, обозначающие цвет. (серо-голубой, желто-серый, желто-коричневый, темно-коричневый)


V. Выбор адресата

Чтобы проще было писать сочинение, изберите для себя адресата, т.е. того, кого бы вы хотели иметь своим первым читателем. Никому об адресате не говорите и в сочинении о нем тоже не пишите, это будет ваш секрет, только вы будете знать о нем. Ваш адресат будет вам помогать – вы с ним будете советоваться, для него стараться, ему рассказывать. Рассказывайте, употребляя глаголы в настоящем времени


VI. Приступаем к написанию сочинения по плану. Пишем на черновиках, где можно сделать необходимые исправления, пометки.






 

Подпишитесь 
на наши новости





Региональный

банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Загоровская О.В.

Русский язык в современной России: функционирование и особенности развития


Горячева С.С.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования УУД учащихся


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS