Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации


31.07.14

Цели: познакомить учащихся с исторической эпохой, дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя; повторить литературоведческие понятия;воспитывать чувство любви к Родине; развивать устную связную речь, монологическую речь.

Иванова Л.Т.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей 2» г. Воронежа

Разыгрина Л.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей 2» г. Воронежа



Образ Запорожской Сечи



Цели: познакомить учащихся с исторической эпохой, дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя; повторить литературоведческие понятия;воспитывать чувство любви к Родине; развивать устную связную речь, монологическую речь.


Ход урока


Сообщение цели урока. Ребята, тема нашего урока: “Образ Запорожской Сечи. Прославление героизма боевого товарищества запорожцев в борьбе за освобождение родной земли”. Обращение к истории Руси поможет понять не только прошлое, но и будущее, ответить на вечные вопросы: кто мы, куда идём, во имя чего живём? История народа – это не только история войн, это история души народа, проявляющаяся в отношении к историческим событиям, а также отразившаяся в литературе и других видах искусства.


Работа над темой

1. Историческая справка о борьбе украинского народа с Речью Посполитой.


2. Повесть Тарас Бульба (1835 г.) – результат серьёзного увлечения Н.В. Гоголя историей и её можно назвать исторической, хотя мы видим, что события происходят в неопределённое время (15 век, но могли происходить и в 16, и в 17 веках), нет точных дат, исторических лиц. Даже сам Тарас Бульба не реальное лицо, а собирательный образ.


3. Анализ эпизодов.

– Какой отпечаток наложила эпоха на весь уклад жизни семьи Тараса. Для анализа возьмём следующие сцены: встреча с сыновьями; описание светлицы в доме Тараса Бульбы; прощание матери с сыновьями

–Какими словами встретил Тарас сыновей, опишите их чувства, что случилось затем? Имел ли право Остап поднять руку на отца? Что можно сказать о хозяине светлицы? Как автор описывает горе матери, которая узнала о скором отъезде сыновей?


4. Подведём итог. Интерьер и бытовые детали выступают средством раскрытия образа героя в повести Гоголя. Необходимость быть всегда на страже, готовность в любой момент выступить в поход наложили отпечаток на сознание героев, их поведение и привычки. Главным казаки считали военное дело, защиту родины и готовились к этому с малых лет.


Природа как средство изображения героев

Ещё одним средством раскрытия образа героя является пейзаж.

– Тема открытого пространства, отмеченная автором в первой главе (привычка спать во дворе), превращается в мотив воли, который сопровождает повествование на протяжении всего развития действия.

– Выразительное чтение описания степи (прослушать запись).

–Какое настроение создает это описание? Какие изобразительно-выразительные средства использует Гоголь в описании степи? (инверсия, сравнение, гипербола, метафора)

Композиционное описания степи связывает два мира: дом Тараса Бульбы и Запорожскую Сечь.


1. Историческая справка об устройстве Запорожской Сечи ( презентация).


2. Запорожская Сечь была местом сбора воинских сил, которые объединялись высокой целью борьбы за национальную независимость. Поможет почувствовать нам эту атмосферу репродукция картины И.Е. Репина “Запорожцы” (Историческая справка).


3. Давайте представим, что могли бы мы услышать, если бы герои картины ожили (инсценировка).

– Эк, как важно развернулся. Фу ты, какая пышная фигура! Что, кошевой, пора бы погулять запорожцам?

– Негде гулять!

– Как негде? Можно пойти в Турещину или на Татарву.

– Не можно ни в Турещину ,ни на Татарву.

– Как не можно?

– Так, мы обещали мир султану.

– Так стало быть следует, чтобы пропадала даром козацкая сила, Чтобы человек сгинул, как собака, без доброго дела, чтобы ни Отчизне, ни всему христианскому миру не было от него никакой пользы? Так на что же мы живём? Растолкуй ты нам это.

– Позвольте, панове – запорожцы, речь держать! Слушайте, что расскажу: польскиексензы ездят теперь в тарантайках и запрягают не коней, а православных христиан. А полковничьи руки и головы развозят по ярмаркам на показ. Вот какие дела водятся на Украине!

– Э, что же вы, хлопцы, так притихли? Как пришпорим коней да полетим так, чтобы и птица не угналась за нами!

– Прощай наша мать, Сечь Запорожская! Пусть хранинит тебя Бош от всякого несчастья. За веру! За Сечь!


4.Запорожцы в бою (выборочный пересказ).


План


1. Запорожцы готовятся к бою.


2. Польские витязи и запорожцы.


3. Подвиги запорожцев в первом сражении под Дубно.

Жизнь каждого зависит от общей слаженности. В ней сила казацкого удара. Эту общность питает жизненный уклад Запорожской Сечи, её обычаи, а необходимость в общности породила казацкое товарищество.

– Именно о единстве казаков, об их товариществе говорил Тарас Бульба(просмотр отрывка из фильма).

– Какие главные, ключевые слова в этой речи?

(Нет уз святее товарищества). Всё в жизни казаков было направлено на борьбу за освобождение родной земли. Поэтому поэмой о любви к родине справедливо назвал это произведение В.Г. Белинский.

– Согласны ли вы с этим суждением? А что вы вкладываете в понятие родина?


Домашнее задание. Рассуждение: “Нет уз святее товарищества! Как доказал это своей жизнью Тарас Бульба?”




Статья ранее была опубликована в сборнике ВГПУ «Филологические тетради», 2013, вып. 7.





 

Подпишитесь 
на наши новости





Региональный

банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Загоровская О.В.

Русский язык в современной России: функционирование и особенности развития


Горячева С.С.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования УУД учащихся


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS