Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации


05.04.19


19 марта 2019 г. в Парламентском центре Воронежской областной Думы состоялось заседание общественного межконфессионального консультативного Совета, посвященное вопросам поддержки и защиты русского языка. С основным докладом «Реальные угрозы «великому, могучему, правдивому и свободному» русскому языку. Роль органов власти и общественных организаций в его защите. Пути решения проблемы» на заседании выступила профессор Воронежского государственного педагогического университета О.В. Загоровская. 

Доклад посвящен роли русского языка как одного из основных объединяющих факторов в российском обществе и одного из условий сохранения его духовной культуры; негативным тенденциям в развитии русского языка в эпоху глобализации и существующим в современном мире угрозам его национальной идентичности, а также целостности русского литературного языка; обсуждению мер по защите и поддержке русского языка со стороны государства и общественных организаций.


Загоровская Ольга Владимировна,

доктор филологических наук,

профессор кафедры русского языка,

современной русской

и зарубежной литературы ВГПУ,

e-mail: olzagor@yandex.ru



Реальные угрозы «великому, могучему, правдивому и свободному» русскому языку.
Роль органов власти и общественных организаций в его защите.
Пути решения проблемы



Уважаемые коллеги, мне очень приятно выступить на столь высоком собрании и высказать свои соображения по поводу сбережения «великого и могучего» русского языка, который в настоящее время, действительно, подвергается многочисленным угрозам и нуждается в серьезной поддержке и государства, и всего общества. 

Для сохранения русского языка в России сейчас, казалось бы, делается немало: еще в 2005 г. был принят специальный Закон о государственном языке Российской Федерации; созданы Советы по русскому языку при Президенте и Правительстве; каждые пять лет принимается специальная государственная целевая программа «Русский язык»; во многих регионах организованы региональные советы и комиссии по поддержке русского языка. Однако тревожная ситуация, касающаяся сохранения национальной самобытности русского языка, его духовно-нравственных основ и состояния русской речевой культуры, практически не меняется. Очевидно, здесь нужны дополнительные усилия, и не только со стороны государства или специалистов-филологов. 

Необходимость такой работы сомнений не вызывает, т.к. русский язык в современной России является не только средством общения и самовыражения русского народа, но и стержневым сплачивающим фактором в российском обществе и в Российском государстве, объединяющем представителей разных народов и разных вероисповеданий.
Объединяющая роль русского языка в российском обществе обусловлена его общекультурной значимостью и тесно связана с его внутренними функциями в России, где он является языком национальным, языком государственным и языком межнационального общения. 

Выполняя функцию национального языка, русский язык, с одной стороны, обеспечивает общение всех этнических русских, а с другой (что особенно важно) является основой и материальной формой великой русской литературы и русской духовной культуры, базирующейся на идеях единения и согласия, преданности родной земле, восприятия семьи как частицы рода, основанной на любви и верности, идеях сострадания, милосердия, гуманности и особой значимости духовных начал в человеке, (что предполагает бескорыстное стремление к высшим ценностям и добру). Восприятие духовности как сущности человеческого в человеке тесно связано в русском национальном сознании с идеями православия, соборности, жертвенности, почитания высокого и святого. (Особенности русского национального сознания и его направленность на духовность и нравственность закреплены в русском языке не только в пословицах и поговорках (Не все то золото, что блестит), в значениях слов и их синонимических связях (любовь, милосердие, супруг, образование – просвещение, род-народ-Родина), но и в системной организации словаря (в русском языке, например, значительно больше глаголов со значением «отдавания», чем со значением «взятия»), в синтаксических моделях (русская модель «у кого есть что», передающая более идею близости, противостоит западно-европейской модели «кто имеет что», передающей идею собственности). 

Очевидно, что наличие и сохранение единого национального русского языка является основным условием существования русской нации, именно поэтому его поддержка входит в настоящее время сферу национальной безопасности государства. 

Очевидно также, что сбережение русского языка и русской духовной культуры, включая отраженные в русском языке моральные ценности и нравственные идеалы, имеют принципиальное значение для сохранения духовной культуры российского общества в целом. 

Вторая важная внутренняя функция русского языка, выполнение которой требует его обязательной поддержки и сохранения - быть языком государственным. Вообще государственный язык – это язык, который законодательно утвержден в данном государстве для использования в официальных сферах общения (в законодательных органах и органах управления, сфере науки, культуры, образования, СМИ и др.). Следует подчеркнуть, что в России как многонациональной стране государственным языком, который должен использоваться в официальных сферах, является русский литературный язык, т.е. язык нормированный, характеризующийся представленными в нормативных словарях нормами произношения и написания слов, образования форм слов, словосочетаний и предложений. Статус русского языка как государственного закреплен в Законе о языках народов Российской Федерации (1991 г.), в Конституции РФ (1993 г.), а также в принятом 1 июня 2005 г. Законе о государственном языке Российской Федерации (о существовании которого и о его содержании знают далеко не все граждане России). В этом законе говорится не только о том, что государственным на всей территории России является русский язык и названный статус русского языка предполагает его обязательное использование в официальных сферах общения, но при этом не отрицает и не умаляет прав граждан на пользование другими языками народов России и другими государственными языками республик, входящих в Российскую Федерацию, но и о том, «при использовании русского языка как государственного<…> не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка» (первая статья, 6-ой пункт). 

Очевидно, что функция русского языка быть языком государственным для современной России и ее жителей не менее важна и значима, чем функция быть языком национальным. В этой своей второй ипостаси русский язык выступает как сила, укрепляющая государство, обеспечивающая не просто дружеское единство населяющих его народов, независимо от их этнической принадлежности и вероисповедания, но как сила, способствующая экономическому, социально-политическому и культурному развитию страны. Для полноценного выполнения русским языком функции языка государственного необходимы сохранение и поддержка русского литературного языка и норм литературного словоупотребления. 

И, наконец, третья функция русского языка внутри России, не менее существенная для нашего многонационального государства – быть языком межнационального общения и выступать общим средством коммуникации представителей различных этносов в любых сферах, в том числе неофициальных и бытовых. Именно в этой функции русский язык становится стержневым фактором, объединяющим российское общество, народы России и различные конфессии, основанные на использовании иных языков, в единое содружество. И очевидно, что качество этого содружества народов и конфессий, уровень его социального и духовного единства, а также уровень культуры во многом определяются состоянием русского языка в целом и состоянием русского литературного языка как его высшей разновидности. 

Правильное понимание значимости русского языка и его функций в современной России особенно актуально для нынешнего этапа русской истории и новейшего периода развития русского языка, который характеризуется целым рядом негативных тенденций, многие из которых оказываются достаточно разрушительными и угрожают его национальной идентичности, а также целостности его высшей литературной разновидности. 

Сама мысль об угрозах русскому языку, сопровождающих его развитие в новейший исторический период, является в настоящее время достаточно очевидной и широко обсуждаемой. Однако здесь очень важно разграничивать угрозы «естественно-динамического» характера, которые закономерно сопровождают процессы естественного развития русского языка, и угрозы, которые являются следствием действия идеологических, экономических, политических факторов. 

Суть дела состоит в следующем. Русский язык, как и любой язык мира, есть система динамическая, находящаяся в постоянном развитии. Известно, что в периоды активных общественных изменений развитие любого языка усиливается, и русский язык не является исключением: начиная с 90-х годов прошлого века по настоящее время он переживает период ускоренной эволюции, характеризующийся появлением многих изменений и инноваций. При этом: а) появляются новые формы существования языка (визуальная письменная речь в интернет-общении, стиль рекламы, стиль бизнеса и коммерции, компьютерный жаргон, общенациональный русский жаргон, язык молодежи как особая форма существования национального русского языка и т.п.); новые слова и словосочетания, в том числе заимствованные; новые грамматические конструкции, новые нормы литературного словоупотребления; б) происходит изменение значений слов (например, слово бизнес еще несколько десятилетий назад имело значение «деловое предприятие, ловкая афера с целью личной наживы») и т.п. Подобные процессы языкового развития относятся к разряду объективных, субъективные оценочные критерии к ним не применимы. Такие процессы не представляют серьезных угроз для существования русского языка, что доказывается его тысячелетней историей, в которой отмечались схожие этапы (например, Петровская эпоха, обогатившая русский язык сотнями западноевропейских заимствований). 

Вместе с тем, в настоящее время в развитии русского языка наблюдается целая серия негативных тенденций, возникновение которых связано не с объективными законами языкового развития, а с действием внелингвистических факторов, в том числе экономических и идеологических. 

К таким тенденциям относятся прежде всего агрессивное воздействие на русский язык иноязычной стихии и массовый приток в русский язык иностранных слов, чаще всего американизмов английского происхождения), которые часто употребляются неоправданно и нередко не просто пополняют словарный состав русского языка, но вытесняют из него очень важные для русского национального сознания словесные знаки или привносят в русское языковое сознание абсолютно чуждые представления, образы и идеалы (супружество, брачный партнер, киллер). 

Подобная тенденция, обусловленная не только процессами глобализации, но и идеологическими и экономическими изменениями в российском обществе, ориентацией многих его сфер на западную экономику, политику и культуру, утратой прежних морально-нравственных ценностей, очень опасна и для национального русского языка, которому грозит перспектива утраты национальной идентичности, и для русской и российской культуры в целом. 

Вытеснение русского слова иностранным является проявлением и другой очень опасной тенденции – тенденции к сужению его функций как языка государственного и как языка межнационального общения. Русские слова в России все чаще заменяются иностранными при оформлении общественных мест (вывески, объявления), в сфере торговли и предпринимательства (инструкции к товарам, реклама), в деятельности многих предприятий (деловая переписка, переговоры). Для межнационального общения в некоторых республиках, краях и округах более востребованными иногда становятся западноевропейские языки (например, в одном из выступлений ректор МГУ В.А. Садовничий с тревогой говорил о том, что некоторые нынешние абитуриенты из национальных республик просят принимать у них экзамены на английском, а не на русском языке, которого они практически не знают). Отмеченная тенденция так же, как и первая, возникает под влиянием причин отнюдь не лингвистического характера. 

В современном развитии русского языка наблюдаются также очень опасные тенденции разрушения эстетических качеств русского слова, традиционной нравственности русской речи и русского литературного языка как высшей нормированной разновидности языка национального. 

Эти тенденции во многом связаны с наблюдающимся в настоящее время разрушением границ между нормированным литературным языком, просторечием и жаргонами. Резкое повышение частотности употребления в современной русской речи (в самых разных сферах и ситуациях, включая публичную речь) просторечий и жаргонизмов разных видов (отмыть, разборка, наркота, мужик и т.п.) приводит к тому, что языковым сознанием современных россиян подобные слова начинают восприниматься как стилистически нейтральные, вполне допустимые для литературного употребления. Сам же литературный язык начинает терять свои главные отличия, в первую очередь – нормативность.
Другая характерная для русского языка современности тенденция – разрушение традиционной для русской языковой культуры триединой стилистической системы, предполагающей существование в русской речи высокого, среднего и низкого стилей. По словам известного русского философа и писателя В.Соловьева, русский человек высоким слогом обращается к Богу, средним – к другому лицу, а низким беседует с самим собой. В настоящее время в русской речи практически утрачен высокий стиль, средний стиль в массовом языковом сознании носителей русского языка воспринимается как высокий, а вульгарный и низкий – как средний и вполне нейтральный. (Возрождение в русской речевой культуре высокого стиля связано сейчас, как мне представляется, с возрождением религиозно-проповеднического стиля, который становится все более востребованным). 

И, наконец, еще одна яркая тенденция развития современного русского языка – это резкое снижение уровня культуры русской речи, что проявляется, с одной стороны, в вульгаризации и огрублении русской речи за счет высокой частотности использования современными носителями русского языка грубо просторечных, бранных и нецензурных слов и выражений (которые употребляют в том числе известные политики и деятели культуры), а с другой – в массовых нарушениях норм русского литературного языка, закрепленных в словарях и грамматиках: норм орфоэпических, лексических, грамматических, норм правописания и др. (приехать с Москвы, бухгалтерА, сИроты, по прибытиЮ и т.п.). 

Отмеченные явления (во многом связанные с ложно понимаемой демократией российского общества, которая нередко трактуется как свобода от всех норм и правил, с изменением идеологических ориентиров, общим падением духовной культуры, снижением нравственности) характерны для разных социальных и возрастных групп населения России Но особенно наглядно это проявляется в речи молодежи, в том числе школьников. Грубые жаргонизмы и нецензурная лексика становятся обычными в общении многих молодых людей и не воспринимаются ими как недопустимые и оскорбительные. А это противоречит всем традициям национальной русской культуры (Ведь еще в Домострое утверждалось: А если во время дела какого раздастся слово праздное, или непристойное, или скверное, или блудливые речи, от такого дела Божья милость отступает»).
Огрубление и вульгаризация речи, разрушение русской стилистической системы и массовые нарушения языковых норм в настоящее время создают, по моему мнению, реальную угрозу разрушения русского литературного языка (который является не только высшей формой языка национального, но и государственным языком современной России), а также угрозу разрушения нравственных основ русской духовной культуры и российского общества, в котором этот язык используется. Русское слово, изначально призванное быть источником добра, сейчас нередко становится прямым воплощением зла, призывом к ненависти и насилию. Мы все понимаем, что слово – это и мысль, и действие. Как писал известный русский поэт, писатель, переводчик Вадим Шефнер: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…».
Перечень тенденций, разрушающих на рубеже XX-XXI веков русский национальный язык, русский литературный язык и русскую духовную культуру, можно продолжить, но сейчас важнее поговорить о том, что можно противопоставить угрозам его разрушения и можно ли вообще противодействовать тем отрицательным тенденциям в развитии русского языка и русской языковой культуры, которые были названы. 

На мой взгляд, ответы на поставленные вопросы могут быть следующими.


1. Сознательная корректировка тех отрицательных тенденций современного развития русского языка, которые обусловлены социально-политическими и идеологическими причинами, вполне возможна. Но для этого необходимо объединить усилия государства, общественных организаций и самих граждан. Единые действия всех трех составляющих являются принципиально важными. 
Что касается усилий государства, то они в настоящее время, как представляется, должны быть направлены, во-первых, на решение задач, связанных с реальным исполнением Закона о государственном языке РФ, подписанном Президентом еще в 2005 г., а во-вторых – на решение вопросов образования в области русского языка как родного и неродного. В Законе о государственном языке РФ, по сути дела, уже намечены основные пути сохранения и поддержки русского языка и как национального достояния, и как фактора, объединяющего российское общество. В этом документе четко говорится о том, что при использовании русского языка как государственного во всех официальных сферах, включая СМИ и рекламу, недопустимы неоправданные иноязычные заимствования и вообще нарушения норм русского литературного употребления (значит, недопустима и вульгаризация русского языка). Однако механизм контроля за исполнением Закона до сих пор не создан. По сути дела не решен вопрос и с подготовкой и утверждением нормативных словарей, содержащих кодифицированные нормы русского литературного языка (необходимость наличия таких словарей также прописана в законе). Все эти вопросы требуют государственного решения и, возможно, принятия новых законодательных мер по поддержке русского литературного языка. 
В сфере образовательной политики перед государством стоят принципиально важные вопросы повышения качества преподавания русского языка в школе как родного и неродного, обучения русскому языку мигрантов и их детей, обучения русскому языку студентов-иностранцев и др. По всем этим направлениям идет серьезная работа, направляемая органами власти. И есть здесь определенные успехи. Например, в ближайшее время в программу обучения в российских школах будет введен новый предмет «Русский родной язык», дополняющий основной курс русского языка и специально ориентированный на постижение школьниками родного русского языка как хранилища русской культуры. Этот дополнительный предмет будет включен в учебные планы не как обязательный, а как предмет по выбору самих учащихся. Учебники по русскому родному языку уже подготовлены и апробируются в разных школах России. Однако большая часть вопросов, связанных со школьным обучением русскому языку, еще ждет своего решения (вопросы качества учебников по русскому языку, подготовки специальных школьных словарей и справочников по нормам русского литературного словоупотребления, вопросы итоговой государственной аттестации в форме ЕГЭ и др.). 
2. В целом, как мне представляется, несмотря на то, что государство прикладывает немало усилий для поддержки русского языка, в настоящее время очевидно, что решение этой задачи только «сверху» невозможно. Понимание необходимости бережного отношения к русскому языку и важности его сохранения должно быть осознано самими гражданами России, теми, кто пользуется русским языком и как родным, и как неродным. И для достижения этой цели, вне всякого сомнения, большую помощь государству могут оказать общественные, в том числе национальные и религиозные организации, которые в своей деятельности, в том числе проповеднической, могли бы способствовать утверждению в сознании россиян, независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности мысли об уважении к русскому языку, о необходимости сохранения его нравственных и культурно-языковых традиций, связанных в том числе с табуированием грубости и языковой неразборчивости (тем более что сохранение чистоты языка соответствует нормам всех религий). 

Завершая свое выступление, хочу подчеркнуть: великий и могучий русский язык имеет тысячелетнюю историю и прочные корни, и он, очевидно, выстоит в тех испытаниях, которые сейчас выпали на его долю. Но очень важно, чтобы, пройдя через эти испытания, он сохранил и свое национальное своеобразие, и богатство духовных смыслов. Только в этом случае он будет и выразителем национальной русской культуры, и тем стержнем, вокруг которого объединяется и русский народ, и многонациональное российского государство, и все российское общество. 

Уважаемые коллеги, друзья! Я убеждена, что мы все не можем быть в стороне от деятельности по поддержке и сбережению русского языка. И мы все едины в стремлении сохранить «русскую речь и великое русское слово», как писала Анна Алексеевна Ахматова. 





 

Подпишитесь 
на наши новости





Региональный

банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Загоровская О.В.

Русский язык в современной России: функционирование и особенности развития


Горячева С.С.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования УУД учащихся


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS