Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации


07.08.14

Одним из важнейших структурных элементов урока является домашнее задание. Однако этот элемент урока оказывается недостаточно продуманным, отсутствует необходимая целевая установка. Доминирующая фронтальная работа распространяется и на домашнее задание, которое предполагает одинаковое педагогическое воздействие на разных учащихся. Всё это ведёт к неравномерности в распределении учебной нагрузки на учеников, в дальнейшем – отставание одних учащихся и снижение интереса к предмету у других, а в конечном итоге к неуспеваемости, незнанию теоретического материала, слабым речевым навыкам.

Московкина Г.Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 39 г.Воронежа



Индивидуально-дифференцированный подход в подаче домашнего задания

по русскому языку как реализация творческого потенциала учащихся

(на основе академического школьного учебника Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой)



Одним из важнейших структурных элементов урока является домашнее задание. Однако нередко оно даётся в спешке, перед самым звонком, а то и после него. В основном учитель указывает страницы, номер параграфа учебника и номер упражнения. Этот элемент урока оказывается недостаточно продуманным, отсутствует необходимая целевая установка. Доминирующая фронтальная работа распространяется и на домашнее задание, которое предполагает одинаковое педагогическое воздействие на разных учащихся. Всё это ведёт к неравномерности в распределении учебной нагрузки на учеников, в дальнейшем – отставание одних учащихся и снижение интереса к предмету у других, а в конечном итоге к неуспеваемости, незнанию теоретического материала, слабым речевым навыкам.


Содержание академического школьного учебника Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, заложенная в нём методическая система, направленная на актуализацию познавательной и речевой деятельности учащихся, особое расположение учебного материала, расширяют возможности обучающихся в овладении предметом в процессе домашней подготовки. Даётся обязательное домашнее задание, предлагаются и задания повышенной сложности, индивидуальные задания, направленные на проверку и коррекцию знаний определённого ученика, задания – на выбор, задания – по желанию, творческие задания.


Например, после проведения урока на тему «Язык и общение» в 5 классе (начало учебного года) мною даётся следующее домашнее задание:

1) теоретический материал параграфа 2;

2) упражнение 11 задание 1 - дать толкование слова; задание 2 - развёрнутый ответ на вопрос «как вы думаете, почему, по мнению автора, «конец ноября – самое грустное время в деревне»?

Задания 3 к упражнению дифференцированные (А – базовый уровень: выписать из 1-го и 2-го абзацев слова и сочетания слов, которые помогают представить осень; Б – повышенный уровень: выписать из 4-го и 5-го абзацев словосочетания, которые помогают представить уютную комнату). Все учащиеся, обучающиеся на «4» и «5», получают возможность саморазвития, пробуя свои силы над заданиями повышенной сложности. Сильные ученики выполняют задания, целью которых является развитие аналитических способностей. Школьники учатся самостоятельно определять свою «планку» при выборе домашнего задания.


После изучения темы «Словосочетание», 5 класс IV четверть, даётся следующее домашнее задание:

1) теоретический материал параграфа 58;

2) упражнение 452 задание 1 к упражнению: записать словосочетания, которые можно использовать для описания рисунка; сделать синтаксический разбор трёх словосочетаний по плану, предложенному в учебнике (сильные учащиеся должны определить не только вид словосочетаний по главному слову, но и тип связи слов в словосочетании);

3) дополнительное задание: попробовать сочинить для первоклассников небольшую сказку по рисунку. Ребята, обучающиеся на «4» и «5», обязательно выполняют дополнительное задание, а остальные – по желанию.Учащиеся получают наглядное представление о том результате, к которому нужно стремиться, и достигают его в процессе обсуждения и совместного выполнения в классе упражнений повышенной сложности.


В данном учебнике созданы условия для реализации творческого потенциала учащихся через выполнение разнообразных по тематике развивающих заданий различного уровня сложности. Богатство материала позволяет предоставлять ребятам право выбора темы, которая в наибольшей степени соответствует их внутреннему настрою, и даже выбора между творческим заданием и заданием, не требующим разработки и реализации творческого замысла. Дифференциация при подаче домашнего задания должна идти, я считаю, не только по уровню сложности учебного материала, но и по направлениям деятельности. Ученики могут проявить себя в рисовании, выполняя по желанию дополнительные задания к упражнению, усовершенствовать умения создавать иллюстрации к речевым высказываниям, выполнять алгоритмы к орфограммам, составлять схемы, таблицы, создавать яркие иллюстрированные орфографические, орфоэпические и этимологические словари за 5 класс. Данные задания даются для выполнения по желанию.


При продумывании данного структурного элемента урока, как я считаю, учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности своих учеников и помнить, что не всякое задание будет интересным, а его доза посильной для ребёнка. Домашнее задание для слабых учеников не должно быть осложнено, так как им нужно сосредоточиться на одном и разобраться в главном, а объём задания сильным ученикам не должен быть запредельным. Ведь дифференцированный подход к домашним заданиям, учитывающий уровень подготовленности учащихся, помогает направить деятельность школьников на устранение пробелов в знаниях, с одной стороны, и углубление их – с другой.



Литература


1. Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина. Русский язык 5 класс. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2011.

2. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. – М.: Просвещение, 2011.





Статья ранее была опубликована в сборнике ВГПУ «Филологические тетради», 2013, вып. 8.








Региональный

банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Загоровская О.В.

Русский язык в современной России: функционирование и особенности развития


Горячева С.С.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования УУД учащихся


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS