Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации


04.08.14

Анализ мнений школьников об уроках литературы убеждает, что особенно привлекательно для них то, что из круга предписанных действий ведёт в область самостоятельных поисков и открытий. Чтобы обеспечить интеллектуальную загруженность уроков, надо сократить приподнесение готовых истин, требующих механического запоминания. Эта направленность может проявиться не только в самостоятельных работах учащихся (в заранее подготовленных комментариях к тексту, экскурсионных материалах, сообщениях, докладах), но и во всём процессе преподавания: в лекции учителя, в беседе, в коллективном размышлении над произведением и т.д. Для того чтобы выпускник школы научился самостоятельно разбираться в литературных произведениях, необходимо развивать его художественное и научное мышление, формируя умения работать с текстом и понимать подтекст.

Семёнова Лариса Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей № 2» г. Воронежа



Создание проблемных ситуаций на уроках литературы

 как средство развития творческих способностей учащихся



Современный урок литературы – это творческий процесс, в котором огромная роль принадлежит учителю, ведь не секрет, что нынешние школьники больше времени проводят на сайтах интернета, а не за чтением книг. Поэтому главная цель учителя при подготовке материала к уроку состоит не только в организации чтения, но и в развитии способностей учащихся понимать прочитанное, а также верно его оценивать.


Всем известно, что художественные произведения живут и меняются в сознании читательских поколений, потому пытливые и внимательные ученики способны увидеть в давно известном тексте что-то не замеченное прежде. Притом их наблюдения и суждения полезны не только для них самих, но и имеют определённую общественную значимость. И школьникам, по крайней мере, старшеклассникам, полезно представлять себе, что их читательский труд и учебная деятельность – пусть скромная, но необходимая часть литературной жизни. Поэтому именно проблемное обучение на уроках литературы в старших классах я считаю приоритетным направлением в своей работе.


Анализ мнений школьников об уроках литературы убеждает, что особенно привлекательно для них то, что из круга предписанных действий ведёт в область самостоятельных поисков и открытий. Чтобы обеспечить интеллектуальную загруженность уроков, надо сократить преподнесение готовых истин, требующих механического запоминания. Эта направленность может проявиться не только в самостоятельных работах учащихся (в заранее подготовленных комментариях к тексту, экскурсионных материалах, сообщениях, докладах), но и во всём процессе преподавания: в лекции учителя, в беседе, в коллективном размышлении над произведением и т.д. Вот почему учитель-словесник должен не столько дать определённый программой круг знаний, сколько развить способность восприятия и усвоения литературных произведений, предусмотреть развитие творческого воображения, обогащение эмоциональной реакции на художественные творения. Для того чтобы выпускник школы научился самостоятельно разбираться в литературных произведениях, необходимо развивать его художественное и научное мышление, формируя умения работать с текстом и понимать подтекст. Данная задача достаточно сложная, но выполнимая. Главное – правильно организовать литературную работу как на уроке, так и при подготовке домашнего задания. В результате контакт учителя с учеником становится богаче и разнообразнее и все вовлекаются в одухотворяющий процесс постижения тайны художественного творчества писателя.


Гениальные творения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и других русских классиков дают огромные возможности не только для воспитания думающего читателя, но и для формирования духовной личности.


«Евгений Онегин» – прежде всего роман о любви, о трудной судьбе влюблённой девушки, о благородстве как о норме поведения молодого человека. Это произведение о сложности человеческих отношений. В процессе работы над текстом «Евгения Онегина» целесообразно создание проблемных ситуаций, которые способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся:

1. Романтически настроенная, начитанная девушка мечтает об идеальном избраннике. Происходит случайная встреча с интересным человеком, которого она принимает за суженого.

– Как, по вашему мнению, может поступить влюблённая девушка в данной ситуации?

– Как вы понимаете состояние пушкинской героини и как оцениваете её порыв (письмо к Онегину)?


2. Влюблённая девушка раскрыла свою тайну избраннику.

– Имеет ли он моральное право рассказать об этом своему другу, от которого нет секретов?

– Как должен поступить молодой человек, если он не готов ответить на чувство девушки?

– Есть ли подобная ситуация в пушкинском романе? (Если да, то дайте ей оценку)


3. Татьяна Ларина и Анна Каренина по-разному решили проблему выбора между нелюбимым супругом и дорогим человеком.

– Как вы оцениваете поступок каждой героини?

– Возможны, на ваш взгляд, другие варианты решения?

– Каково мнение Пушкина на этот счёт?

– Почему мы думаем, что Евгений Онегин («добрый мой приятель») – человек пушкинского круга?


Такая работа полезна ещё и тем, что заставляет школьников задуматься над серьёзными жизненными ситуациями, а значит, способствует формированию нравственных принципов.


Приступая к работе над романом М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», я проанализировала интересное наблюдение В.Г.Маранцмана. Он высказал мысль о том, Лермонтов в своём произведении противоречивостью взглядов главного героя создаёт в сознании читателя проблемную ситуацию, разрешаемую «Журналом Печорина». Однако общее представление о главном герое формируется в процессе восприятия романа как художественного целого, обладающего принципиально иными качествами и характеристиками, чем каждая отдельная глава, которая и сама может быть правильно оценена только в связи с другими главами. Следовательно, при формулировке проблемных задач следует учитывать историко-литературную концепцию изучаемого произведения, а также его жанровую природу, место в общелитературном контексте и в творчестве изучаемого автора.


Создавать проблемные ситуации на уроке, на мой взгляд, не так просто, как иногда кажется. Это очень ответственный момент – заставить человека задуматься над прочитанным и привести его к определённому выводу. Поэтому при анализе первой главы предлагаю ученикам вопрос: «Кто он?» И ребята, не делая никаких законченных выводов о герое, дают исчерпывающие ответы:

– Русский офицер на Кавказе, один из тех, кто сумел проникнуться уважением к горцам, оценить их достоинство.

– Он одним из первых признал прекрасный обычай куначества – обращение русских с местным населением.


Прочитав главу «Бэла», ученики должны понять, что она очень содержательна, потому что в ней и восхищение кавказцев русским офицером, и ориентация русского на местные обычаи, и заблуждения героя. Поэтому проблемные вопросы могут быть сформулированы так:

– Почему Максим Максимыч не может понять Печорина?

– В чём суть заблуждений главного героя?


Роман «Герой нашего времени» очень много может дать уму и сердцу читателя, поэтому стоит особое внимание уделить последней встрече Максима Максимыча с Печориным. Здесь необходимо подвести учеников к мысли о том, что очень важно быть деликатным, тактичным, чутким в общении с другим человеком. Милейший, добрейший Максим Максимыч страдает бесцеремонностью в отношениях с людьми. Возможно, он так и не сумел понять, что печальная история с Бэлой осталась в сердце Печорина открытой раной, и готов был воспоминаниями причинить ему боль. Печорин воспитан на жестоких правилах светского этикета, его представления о нормах общения более регламентированы, и то, что не принимается во внимание Максимом Максимычем, для него имеет принципиальное значение. Чтобы ученики сами, на основании художественного текста, пришли к подобным выводам, ставлю перед ними проблемный вопрос:

– Почему Печорин протянул Максиму Максимычу руку, «когда тот хотел кинуться ему на шею»?


Так как школьники практически всегда осуждают поведение Печорина по отношению к Максиму Максимычу, я стараюсь создать проблемную ситуацию, которая бы вызвала у ребят желание задуматься над тем, как корректировать своё поведение в зависимости от обстоятельств. Это могут быть игровые моменты, например:

Во время прохождения воинской службы сдружились, выручая друг друга, командир и подчинённый. Спустя какое-то время они встретились в совершенно иной обстановке. Может ли один из них (скажем, тот, кто был чином ниже) фамильярно или слишком по-родственному приветствовать другого на виду у непосвящённых в их боевую историю? Имеется ли сходная ситуация в главе «Максим Максимыч»?


Постичь тайну авторского изображения героя поможет глава «Тамань», ведь именно в ней Печорин признаётся в том, что пользуется чужими суждениями. И чтобы ученики с особым вниманием отнеслись к ироничному слову, ставим перед ними вопросы:

– Как проявляется эрудиция Печорина? (цитаты или убеждения?)

– Что нового мы узнаём о Печорине?


В «Княжне Мери» Лермонтов даёт интеллектуальный и психологический анализ мыслей и поступков незаурядного человека, который сам приходит к выводу: жизнь сложна и противоречива, в ней есть место непредсказуемому, непредвиденному. И проблемные вопросы, побуждающие к вдумчивому чтению, могут звучать так:

– Над какими идеями размышляет Печорин?

– Какие эксперименты проводит?

– Где вы видите границу свободы действий личности?


Глава «Фаталист» обычно вызывает у учеников много споров. Поэтому необходимо их подвести к мысли: герой Лермонтова доказывает, что воля и рассудок даны человеку не напрасно. Помогут в этом проблемные вопросы:

– Фаталист ли Печорин?

– В чём сущность заблуждений Печорина и как они влияют на исход сюжетных ситуаций романа?


Рассуждая, ученики приходят к выводу, что Печорин – волевой, собранный, эрудированный человек, вечно ищущий, всегда владеющий и управляющий обстоятельствами. Именно в этом сила и обаяние героя, хотя его поступки и действия не всегда безупречны.


Опыт показывает, что подобная работа помогает учащимся лучше понять позицию автора, высказать собственное мнение и избежать влияния привычных стереотипов, сформировавшихся в процессе изучения классических произведений.


Преимущества того или иного метода работы обнаруживаются в конкретных педагогических условиях. Есть такой материал, который ученики воспринимают из сообщения учителя, статьи учебника, интернета. Изучение художественного произведения связано с разными видами деятельности: рассказ о жизни писателя и его творчестве, воспроизведение сюжета, выразительное чтение и комментарии к прочитанному. Проблемные задания включаются в систему действий, приёмов, целью которых является овладение навыками и знаниями. Они призваны обеспечить выявление внутренних связей в том разнообразном материале, который предлагается учащимся. Несомненно и то, что проблемные задания позволяют развивать творческие способности школьников, которые путём самостоятельной деятельности смогут создавать интересное, оригинальное, высказывать собственные суждения, аргументируя их. Это очень актуально для нашего времени, ведь нынешним школьникам необходимо научиться гибкости, позволяющей адаптироваться в любых ситуациях, сохраняя при этом свою индивидуальность и умение думать не шаблонно, а творчески.



Литература


1. Айзерман Л.С. Зачем я сегодня иду на урок литературы./ Л.С.Айзерман.– М.: ЗАО «Захаров», 2005. – 368 с.

2. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова / Г.И.Беленький. – М.: Просвещение,1990. – 188 с.

3. Гуревич С.А. Организация чтения учащихся старших классов / С.А.Гуревич. – М.: Просвещение,1984. – 174 с.

4. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие/ Б.С.Мейлах. – М.: Искусство, 1985.–318с.

5. Щербина В.Р. Проблемы литературного образования в школе / В.Р.Щербина. – М.: Просвещение, 1982. – 320 с.




Статья ранее была опубликована в сборнике ВГПУ «Филологические тетради», 2013, вып. 7.










Региональный

банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Загоровская О.В.

Русский язык в современной России: функционирование и особенности развития


Горячева С.С.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования УУД учащихся


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS