Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации


04.08.14

Любая образовательная технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Игровые технологии в обучении и воспитании развивают познавательные, умственные и творческие способности детей. Работая учителем русского языка в школе 25 лет, я особое внимание уделяю именно игровым технологиям. Ведь игра помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению интереса к русскому языку. Приходя к нам из начальной школы, ученик должен познавать более сложный материал. Чтобы облегчить этот процесс, в 5- 6 классах применяю следующие виды дидактических игр: игры-упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования. 

Гончарова Елена Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «ООШ 2» г. Лиски Воронежской области



Современные образовательные технологии в преподавании русского языка.

Игровые технологии (из опыта работы)



В настоящее время именно модернизация и инновационное развитие поможет России стать цивилизованной во всех отношениях страной. Необходимо у человека формировать способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение выбирать профессию, готовность обучаться в течение всей жизни. Одна из главных задач обучения русскому языку состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личность, привить интерес к предмету, развить стремление к речевому самосовершенствованию. Разрабатываются новые образовательные технологии. К современным образовательным технологиям относятся: 1) личностно-ориентированные технологии;. 2) предметно-ориентированные технологии; 3) информационные технологии; 4) технологии оценивания достижений учащихся; 5) рейтинговые технологии; 6) интерактивные технологии. 7) игровые технологии.


Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Игровые технологии в обучении и воспитании развивают познавательные, умственные и творческие способности детей. Работая учителем русского языка в школе 25 лет, я особое внимание уделяю именно игровым технологиям. Ведь игра помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению интереса к русскому языку. Приходя к нам из начальной школы, ученик должен познавать более сложный материал. Чтобы облегчить этот процесс, в 5- 6 классах применяю следующие виды дидактических игр:


1. Игры-упражнения. Они способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Это кроссворды, ребусы, викторины. Их я использую в основном на начальном или заключительном этапе каждого урока, уделяя от 2 до 5 минут времени на уроке. Так, при изучении фонетики в 5 классе провожу минутки-разминки «А как правильно?», «Весёлые буквы», «Необыкновенные сочетания», «Догадайся!», «Помоги Пете Ошибкину» и другие [Александрович 1978 с. 65-70, Пташкина 2009 с. 13, 32, 37].


2. Игры-путешествия. Составляем мини – тексты, заочно путешествуем, «ходим в гости» к различным частям речи, «бороздим моря и океаны» родного языка. Обобщающим уроком после прохождения раздела «Лексики» в 5 классе был урок «В гостях у госпожи Лексики».


3. Игры-соревнования. Это могут быть уроки-КВН, уроки-турниры. Так, в 6 классе я провела «Звёздный час» по теме «Имя прилагательное», «Кастинг телеведущих» – обобщающий урок по теме «Имя числительное». [Пташкина 2009 с. 121, 132] Такие игры не только помогают проверить пройденное, но и воспитывают личность, победителя. Уроки с использованием игровых технологий проходят всегда очень успешно. Все дети хотят играть, а чтобы активно участвовать, нужно готовиться, знать изучаемый материал. Следует различать урок- игру и игровые элементы. Чаще всего на своих уроках я использую игровые моменты, а после изучения каждого раздела русского языка обязательно провожу урок-игру. Это происходит систематически, поэтому дети с большим интересом изучают материал и с нетерпением ждут заключительного урока. На этих уроках все дети получают только положительные оценки, что является стимулом в желании учиться.


Использую я игровые технологии и в старших классах. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является желание проявлять инициативу, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Поэтому для них готовлю деловые игры. По характеру игровой методики они бывают: предметные, ролевые, имитационные, операционные, «Деловой театр». В 8 классе я провела деловую игру « Я учитель» [Мурашов 1998 с. 3–9], когда ученик становится на место учителя и готовит дидактический материал для урока. В 9 классе в конце учебного года была проведена ролевая игра «Редакция» [Пташкина 2009 с. 216], которая создала условия для применения приобретённых умений и навыков. Активно использую в игровых технологиях интерактивную доску и мультимедийный проектор. В несколько раз повышается эффективность урока. Игровые технологии выполняют ряд функций: 1) правильно организованная игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся; 3) игра – один из приёмов преодоления пассивности учеников; 4) каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив.


В настоящее время существует несколько интересных пособий, помогающих учителю освоить разнообразные игры на уроках русского языка: В. Н. Пташкина, А.С. Григорьев, Г. В. Александрова, В. М. Бурмако, А. А. Акишина и другие. Используя игровые технологии на уроках русского языка, я убедилась, что у ребят появляется интерес к родному языку, желание узнать новое, победить. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игры необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы. Правильно используя и сочетая игровые технологии с другими, можно вырастить целеустремлённого, продуктивно мыслящего человека, способного участвовать в развитии родной страны.



Литература


1. Мурашов А. А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку. – // Русский язык в школе. – 1998. – № 2. – С. 3 – 9

2. В. Н. Пташкина Игровые технологии на уроках русского языка. – Волгоград: Учитель, 2007.




Статья ранее была опубликована в сборнике ВГПУ «Филологические тетради», 2013, вып. 7.









Региональный

банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Загоровская О.В.

Русский язык в современной России: функционирование и особенности развития


Горячева С.С.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования УУД учащихся


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS