 | Пирко Татьяна Васильевна, МКОУ Таловская СОШ Таловского района Воронежской области
|
Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО
Одним из условий и средств формирования универсальных учебных действий является проектная деятельность учащихся. Она способствует созданию атмосферы сотрудничества. Среднее звено – это благоприятный период для развития коммуникативных способностей и сотрудничества, кооперации между детьми.
Проектная деятельность может быть разной как по форме, так и по содержанию. Исходными условиями здесь может выступать соблюдение договорённости о правилах взаимодействия.
Существует несколько типов ситуаций сотрудничества при работе над проектами:
- сотрудничество со сверстниками с распределением функций;
- сотрудничество со взрослым с распределением функций;
- взаимодействие со сверстниками без чёткого распределения функций;
- ситуация конфликтного взаимодействия со сверстниками.
Первая ситуация больше применима к учащимся 5-6 классов, когда детям ещё трудно распределить обязанности между собой. Бывают проекты, когда необходимо присутствие взрослого для координации работы. Например, проект по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» предполагал инсценирование отдельных эпизодов с использованием декораций и костюмов участников, поэтому обойтись без помощи взрослых в нем было нельзя. Одни из них взяли на себя оформление сцены, другие - пошив костюмов, третьи репетировали фрагменты повести. В итоге получился интересный семейный проект.
Последние две ситуации больше подходят для детей 7-8 классов, которые уже привыкли работать над проектами. Они позволяют выделить индивидуальные стили сотрудничества, свойственные детям: склонность к лидерству, подчинению, агрессивность и прочее.
Проектная деятельность способствует развитию учебной мотивации, формированию метапредметных умений, а также снижению уровня школьной тревожности. Реализовать данные требования применимо к литературе возможно, обучая детей по УМК под редакцией В.Я. Коровиной. Авторы учебников после определенных разделов предлагают не только темы проектов, но и виды работы над ними. Например, в 5 классе после раздела «Русские поэты о родине, родной природе и о себе» они предлагают «организовать и провести в классе конкурс на лучшее чтение стихотворения о родной природе, распределив обязанности в группе: ведущие, чтецы, рецензенты, жюри. В конкурсе могут принять участие ваши родители. При награждении можно использовать открытки с литературной тематикой, поэтические сборники». Учитель должен понимать, что проекты, предложенные в учебнике, это не догма, а руководство к действию. Так, взяв за основу данные виды работы, учитель может их видоизменить. Например, чтобы не было финансовой нагрузки на родителей, дети своими руками могут сделать открытки для награждения и в работе над проектом появится группа художников – оформителей, а помощь им может оказать учитель рисования или технологии, что способствует развитию метапредметных связей. В такую группу могут войти дети, которые в силу объективных причин не смогут принять участие в остальных видах работы. Таким образом, мы даём возможность каждому почувствовать свою нужность и значимость.
При этом дается простор и для творчества учителя и ученика. После такого же раздела в 7 классе я решила видоизменить проект, предложенный в учебнике, потому что он был аналогичен тому, что детям уже было знакомо. За 3-4 недели им была дана тема «Родная природа в искусстве» и предложено самостоятельно объединиться в группы, выбрав более узкий проект. В итоге у нас получилась группа художников с проектом «Родная природа в живописи», группа фотографов – «Остановись, мгновение!», группа музыкантов - «Природа в музыке» и группа актеров, выразительно читающих стихотворения о природе. Это позволило, с одной стороны, раскрыть творческие способности учащихся, а с другой – реализовать их индивидуальные стили сотрудничества.
Подводя итог всему вышесказанному, я хочу обратить ваше внимание на несколько моментов, без которых трудно представить проектную деятельность .В работе над проектами ученики должны понимать, что мало о оформить проект, нужно уметь его защитить. Кроме этого, дети должны помнить об обратной связи со слушателями, чему способствуют шарады, кроссворды, викторины и другие задания по теме проекта, и умении оценить как работу своей проектной группы, так и чужой.
Все это позволяет утверждать, что проектная деятельность помогает формированию УУД, воспитывает интерес к предмету, развивает творческую активность обучающихся...