Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
   
   
  

Вход на сайт

   
  

Не зарегистрирован

   
   
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации





Качановская Наталья Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Углянская СОШ»
Верхнехавского района,
e-mail: scheri@inbox.ru




Возможности работы с жаргонной лексикой
в современной школе


Результаты проведенного эксперимента подтверждают отмечаемую для современной языковой ситуации в России тенденцию к обеднению лексикона и снижению уровня общей и речевой культуры современных носителей русского языка, в первую очередь - современных школьников. Эта проблема требует самого пристального внимания со стороны учителей и методистов.

Одним из путей решения названной проблемы является подготовка и использование в практике преподавания русского языка и литературы специальных учебно-методических материалов, а также разработка специальных методов и приемов, направленных на увеличение словарного запаса школьников, расширение их кругозора, повышение уровня речевой культуры, привлечение внимания к лексике русского языка.

В настоящее время в условиях перехода школьного образования на ФГОС особое внимание уделяется языковой и коммуникативной компетенциям учащихся. При этом меняются формы и методы работы учителя и ученика. В условиях нынешнего общества, в котором все большую роль играют новые технологии, возрастает спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому в практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология, направленная на приобщение школьников к активным формам получения знаний.

Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет, на наш взгляд, работа со словарями. Практическую необходимость обращения к словарям в настоящее время целесообразнее воспитывать на базе ситуативных задач.

Планируя уроки русского языка, очень важно отдавать предпочтение таким формам учебных занятий, которые создают творческую атмосферу совместной деятельности со школьниками, атмосферу духовного общения учителя и учащихся. Подобными формами учебных занятий в связи с указанной выше целью могут быть уроки-семинары (Например, урок-семинар «Почему мы так говорим?»).

Приоритетной формой работы по формированию всех видов компетенций учащихся и повышению уровня их языковой и речевой культуры является в настоящее время метод проектов. Представим одну из возможных программ реализации проекта, ориентированного на работу учащихся с жаргонной лексикой.


ПРОГРАММА ПРОЕКТА «ЖАРГОНИЗМЫ В РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ»


Цели проекта:

1) воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения, и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

2) воспитание интереса и любви к русскому языку;

3) совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

4) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

5) развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

6) освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского литературного языка;

7) формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения;

8) совершенствование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.


Задачи проекта:

1. Диагностическая. Выявление проблем развития и состояния современного русского языка, анализ причины нарушения экологии современного русского языка; исследование влияния иноязычной лексики, жаргонизмов и нецензурных выражений, языка интернет-общения, sms-общения на состояние родного языка и духовной культуры учащихся и учителей.

2. Прогностическая. Определение путей, методов, способов формирования речевой культуры учащихся и педагогов, решений проблем русского языка; определение критериев оценки результативности деятельности в рамках проекта.

3. Организационная. Создание условий для реализации программы проекта, разработка методических материалов и рекомендаций, сопровождающих основные этапы программы школьного проекта.

4. Практическая. Проведение мероприятий, акций и др. с целью повышения интереса к русскому языку; популяризация правильной, грамотной речи, «борьба с неграмотностью».


Вид проекта по доминирующей деятельности: информационно-исследовательский, практико-ориентированный. По комплексности: межпредметный.


Методы: чтение и анализ литературы, анкетирование, опрос, анализ анкет.


Участники проекта – учащиеся, педагоги школы.


План работы


 Этапы проекта Содержание деятельности Учебные мероприятия Результат
1. Подготовительный
Создание организационно- педагогических условий для начала реализации программы ПроектаПодготовить все необходимые ресурсы в соответствии с планом проведения проектаСоздание программы проекта, обоснование его актуальности, значимости
2. ОрганизационныйРазработка методического и дидактического материала.Вводная презентация учителя с целью выяснения имеющихся у детей начальных знаний. Деление класса на группы, каждая из которых будет иметь свое направление исследованияСоздание инициативных групп.
Создание анкет, опросников, дидактического материала для исследования уровня владения нормами русского языка, речевым этикетом учащимися
3. Поисково-исследовательский
Изучение научной литературы, анкетирование (см. приложение), опросы, интервью, задания языкового характера, задания по культуре речи Результаты анализа уровня знаний учащихся о разнообразных языковых нормах
4. ПрактическийОрганизация и проведение семинаров, работа над орфоэпическими, грамматическими и др. нормами  Проведение мероприятий
5. Аналитический этапОбработка, анализ и систематизация полученной информации. Составление плана мероприятий по повышению уровня речевой и коммуникативной культуры учащихсяЗащита проекта

Урок-конференция, на котором заслушиваются выступления учащихся с итогами работы

Доклад, реферат, презентация

6. Рефлексия Оценивание работы учениковОбсуждение предварительных результатов в каждой группе. Самооценка работы группы 


Данный проект был выполнен в МКОУ «Углянская СОШ» учащимися 7 класса. Результаты были представлены на научной конференции гуманитарного факультета ВГПУ на выступлении школьной секции.


Подобные работы направлены на увеличение словарного запаса школьников, расширение их кругозора, повышение уровня речевой культуры, привлечение внимания к лексике русского языка и современному состоянию русского языка как национально-культурной ценности русского народа.




Подписка на новости


Региональный
банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 


Подгорная Г. А.

Универсальные учебные действия как одно из ведущих понятий ФГОС ООО 


Сумина Т. В.

Система оценивания в условиях реализации ФГОС 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS