Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации


11.08.14

Поскольку каждый учитель по роду своей деятельности в той или иной мере обязательно занимается развитием творческих способностей учащихся, возникает необходимость определить, что такое творческая деятельность вообще и детское творчество в частности, что включает в себя понятие «творческие способности» и что предполагает творческая деятельность.

Прохорова Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Хохольская СОШ»,

e-mail: prohorovaelenav@mail.ru



Творческие способности, творческая деятельность

(сущность, условия реализации, критерии развития)



Поскольку каждый учитель по роду своей деятельности в той или иной мере обязательно занимается развитием творческих способностей учащихся, возникает необходимость определить, что такое творческая деятельность вообще и детское творчество в частности, что включает в себя понятие «творческие способности» и что предполагает творческая деятельность.


1. Виды способностей


Способности разделяются на общие и специальные. В современной отечественной психологии способности выделяют с точки зрения психофизиологической функциональности, определяя умственные, моторные, мнемические и творческие.


Творческие способности относятся к группе, разделяемой на учебные и собственно творческие. При этом под творческими способностями разумеются такие, которые определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений. Иными словами, творческие способности определяют процесс индивидуального творчества в различных областях творческой дея­тельности.


2. Сущность способностей


Сущность способностей не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но понятия знаний, умений, навыков и способностей взаимно обусловлены: с одной стороны, способности являются предпосылкой овладения знаниями и умениями, а с другой - в процессе овладения умениями и знаниями происходит развитие способностей. Процесс овладения знаниями и умениями, в простейшем смысле, - процесс обучения. Потому способности развиваются в процессе обучения той или иной деятельности.



3. Показатели способностей


Главными показателями, которые позволяют судить об уровне развития способностей, являются легкость усвоения новой деятельности, а также широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую.


4. Как происходит развитие способностей?


Развитие способностей совершается по возрастающей или как говорил С. Л. Рубинштейн, «по спирали»: сначала возможности реализуются, при этом они представляют способности одного уровня, в результате чего открываются возможности для дальнейшего развития, то есть для развития способностей более высокого уровня. (Рубинштейн 1973: 248).


5. Какова роль воображения в развитии личности?


Рассматривая структуру творческих способностей в своей работе «Педагогика искусства и творческие способности», Мелик-Пашаев А. А. отводит главенствующую роль воображению наряду с эстетико-творческой ориентацией человека. [Мелик-Пашаев 1981: 27].


А. Н. Лук выделял три типа воображения:

1. Логическое - выводит будущее из настоящего с помощью логи­ческих преобразований.

2. Критическое - ищет то. что несовершенно и нуждается в измене­нии.

3. Творческое - рождает принципиально новые идеи, а также представления, не имеющие пока прообразов в реальном мире, хотя и опирающиеся на элементы реальной действительности.


Творческому воображению А. Н. Лук отводил ведущую роль в раз­витии общества. [Лук 1978: 34].


Следовательно, необходимо уделять особое внимание творческому воображению учащихся.


А. Н. Лук отмечал, что слагаемые творческой одаренности не отличаются по сути своей от обычных мыслительных способностей, а элементарные способности человеческого ума одинаковы у всех. Они только по-разному выражены и по-разному сочетаются между собой.


Эта интересная мысль ученого-психолога подтверждает мое предположение, что в каждом ребенке заложены свои творческие способности. Только в одних детях они уже проявились, а в других еще нет, не нашли выхода. По моему глубокому убеждению, нет неспособных, бездарных детей. Нужно только разглядеть потенциальные возможности, которыми обладает каждый ребенок, приложить немало усилий, чтобы раскрыть его творческие способности, попытаться развить их, дать воз­можность ребенку «открыть» себя. Поможет в этом создание определенной развивающей среды, педагогической ситуации, специальные творческие задания, индивидуальный подход, демократический стиль общения.


Тогда учение будет действительно с увлечением, в радость, потому что обеспечится «ситуация успеха», детский интерес. Следовательно, будет достигнут эффективный результат в обучении, самосовершенствование ученика, А это путь воспитания развитой, творческой личности, к чему стремится современное образование.


6. Что предполагает творческая деятельность?


Творчество или творческая деятельность - это деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Так определяет творчество психологический словарь. [Под ред. Петровского и Ярошевского 1990: 393].


Применительно к процессу обучения творчество следует определить как «форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение». [Под ред. Микулинского 1969: 415].


7. Как творчество проявляется применительно к деятельности детей?


Детское творчество - это осуществление процесса передачи опыта творческой деятельности. Но ни сообщение знаний о способах творческой деятельности, ни само осуществление данных способов в сходных ситуациях еще не может обеспечить накопление опыта в творческой деятельности и овладение уже накопленным опытом. Чтобы его приобрести, ребенку «необходимо самому оказаться в ситуации, требующей непосредственного осуществления аналогичной деятельности». [Под ред. Микулинского 1969: 413].


8. Условия развития творческих способностей


Следовательно, чтобы обучиться творческой деятельности, а в процессе такого обучения будут естественно развиваться творческие способности учащихся, нет иного способа, кроме практического решения творческих задач. Это требует наличия у ребенка творческого опыта и. в то же время, способствует его приобретению.


Одно из условий передачи творческого опыта - необходимость конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения.


Еще одним важным условием для развития именно творческих способностей Левин В. А. называл развитие именно творческой деятельности, а не обучение только техническим навыкам и умениям. При несоблюдении этого, как подчеркивал он, многие качества, необходимые творческой личности, - художественный вкус, умение и желание сопереживать стремление к новому, чувство прекрасного - попадают в число избыточ­ных, лишних. [Левин 1992: 43].


Для преодоления этого необходимо развивать обусловленное возрастными особенностями развития личности подростка стремление к общению со сверстниками, направляя его на стремление к общению через результаты творчества.


Наилучшей применительно к подростковому возрасту является «особым образом организованная творческая деятельность в процессе обще­ния», которая субъективно, с точки зрения подростка, выглядит как деятельность по практическому достижению общественно значимого результата. [Левин 1992: 44].


Традиционны же объективные условия, возникающие в процессе обучения творческой деятельности учащихся при реализации принципа проблемности в процессе обучения в современной школе.


Кроме того, одним из условий развития творческих способностей учащихся в школе выступает личность самого педагога. На это указывал А. Н. Лук, говоря о том, что «если учитель обладает высшими творческими возможностями, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов. Если же преподаватель сам находится внизу шкалы «творческие способности», успехи менее способных учащихся оказываются более вы­сокими. В этом случае ярко одаренные школьники не раскрываются, не реализуют своих возможностей». [Лук 1978: 50].


Р. С. Немов, определяя сущность процесса развития способностей в целом, выдвинул ряд требований к деятельности, развивающей способности, которые и являются условиями их развития. [Немов 2001, кн. 3: 388].


Особо среди таких условий ученый выделил творческий характер деятельности. Она должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности. Это условие для развития творческих способностей выделял также Левин С. А. в своей работе «Воспитание творчества». [Левин 1992: 10].


Для того, чтобы школьники не утратили заинтересованности в деятельности, необходимо помнить о том, что подросток стремится к решению максимально трудных для него задач. Это поможет реализовать второе условие, предъявляемое к развивающей деятельности, выдвинутое Немовым Р. С. Оно заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой, или, иными словами, деятельность должна находиться в зоне потенциального развития ребенка.


При соблюдении этого условия необходимо от раза к разу при по­становке творческих задач увеличивать их сложность, или. как это определяет в своей работе «Литературное творчество ребят» Н. Р. Бершадская, придерживаться «принципа спирали». [Бершадская, Халимова 1986: 12]. Эта мысль представляется тем более ценнее, поскольку мы знакомы с выводами ученых-психологов о том. что развитие способностей совершается именно «по спирали».


Но реализовать названный принцип с детьми возможно лишь при длительной работе типичного характера, например, при постановке тем сочинений.


Вышеуказанные положения всегда помню, стараюсь опираться на них, ставя цель творческого развития школьников.



Литература

Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М.: Издательство политической литературы, 1990.

Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе / Н.Р. Бершадская, В.З. Халимова. – М.: Просвещение, 1986.

Лук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Просвещение, 1978.

Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Знание, 1981.

Научное творчество / Под ред. С.Р. Микулинского. – М.: Просвещение, 1969.

Немов Р.С. Психология: в 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 2001, кн. 3.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1973.




Статья ранее была опубликована в сборнике ВГПУ «Филологические тетради», 2013, вып. 8.








Региональный

банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Загоровская О.В.

Русский язык в современной России: функционирование и особенности развития


Горячева С.С.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования УУД учащихся


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS