Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации


11.08.14

Одним из приоритетных направлений современного российского образования является формирование интеллектуально развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением и целостным представлением о мире, владеющей принципами компетентностного подхода в условиях информационного общества. На достижение этого результата направлено применение различных педагогических технологий и инновационных подходов, которые активно внедряются в школьную практику и, в зависимости от методической проработанности, системности использования и эффективности применения, дают положительный образовательный результат.

Сафронова О.В.,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 88 г. Воронежа



Технология межпредметной деятельности:
история и литература



Одним из приоритетных направлений современного российского образования является формирование интеллектуально развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением и целостным представлением о мире, владеющей принципами компетентностного подхода в условиях информационного общества. На достижение этого результата направлено применение различных педагогических технологий и инновационных подходов, которые активно внедряются в школьную практику и, в зависимости от методической проработанности, системности использования и эффективности применения, дают положительный образовательный результат.

В российском образовании накоплен значительный опыт использования интегративного подхода к обучению.


Так, наиболее распространёнными являются следующие варианты интеграции:

• проведение интегрированных уроков;

• создание циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного (внутрипредметная интеграция) или нескольких предметов (межпредметная интеграция) с сохранением их независимого существования;

• введение новых предметов и спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов;

• использование различных интегративных технологий.


Для того чтобы обеспечить эффективную интеграцию учебных предметов, необходимо осуществить ряд последовательных шагов:

• определить достаточно близкие области для изучения в выбранных предметах;

• продумать структуру и принципы осуществления межпредметной деятельности;

• согласовать методические приёмы, формы обучения и требования к основным видам деятельности учащихся в рамках нескольких предметов.


Выполнение перечисленных шагов позволит учителю правильно определить внутрипредметные связи и взаимодействия, а от этого уже будет зависеть возможность учащихся овладеть сложными способами деятельности и применить их на практике.


В целом используемые задания можно условно разделить на несколько типов, например, такие:

• сравнение исторического документа и художественного текста;

• сопоставление эпизода, образа в художественном произведении;

• понимание закономерностей историко-литературного процесса и причинно-следственных связей происходящих событий и явлений.


Рассмотрим некоторые варианты межпредметных заданий каждого типа.


Сравнение описания исторического события, явления, личности в художественном тексте с тем, как они представлены в историческом документе, летописи, хронике. Главная задача, решаемая при выполнении таких заданий — понять, чем взгляд художника отличается от взгляда историка. Например:

Летопись и современные историки о Крещении Руси

Прочитайте внимательно летописный рассказ и мнения историков XIX—XX вв. о принятии христианства.

Определите, какие причины принятия христианства киевским князем Владимиром выделяет летописец, а какие — современная историческая наука?

Какие последствия принятия христианства подчеркиваются в летописи, а какие — современной исторической наукой? Насколько велико различие в оценках этого события летописцем и историком, почему?

Важно отметить, что подобные вопросы ученики в дальнейшем приучаются задавать самостоятельно уже самим себе, когда речь заходит о выполнении схожих по типу заданий.


Сопоставление эпизода, образа, детали в художественном произведении, историческом документе . Задания такого плана носят исследовательский характер и развивают навыки анализа информации на межпредметном уровне. Чаще всего они предлагаются ученикам после их знакомства с текстом, но можно сделать и наоборот.


Понимание закономерностей историко-литературного процесса, причинно-следственных связей происходящих событий и явлений. В данном случае учащимся важно понять, в какие художественные формы облекались идеи времени и как они связывались с предшествующими и последующими звеньями историко-литературного процесса, каким образом возникшие традиции, изменяясь во времени, хранят память об истоках.


Понимание исторической эпохи требует привлечения различных источников, отражающих взгляды людей, их позиции и оценки произошедших событий. Наиболее привлекательными для изучения в данном контексте являются переходные, переломные эпохи, заключающие в себе массу противоречий и проблем (деятельность Петра I, дворцовые перевороты). Для их разрешения необходимо владеть навыком интерпретации исторических источников, уметь соотносить исторические события с их отражением в произведениях литературы.


Понимание исторических событий достигается, в частности, за счёт того, что учитель организует на уроке работу с различным текстовым материалом.


Ярким примером синтеза истории и литературы является тема исторического прошлого русского народа, которая сильнее всего звучит, пожалуй, на уроках, посвященных былинным богатырям, защищавшим русскую землю. Здесь необходимо включение не только материала исторического, но и связь с живописью. Историческая тема в картинах Васнецова, Репина, Сурикова, "Богатырская симфония” и "Князь Игорь” Бородина, героическая тематика русских былин становятся предлогом для глубокого образно – поэтического понимания национальной истории. Еще одним примером могут служить произведения писателей о Великой Отечественной войне. На таких уроках литература неразрывно связана с историей, а включение живописи в урок будет активно воздействовать на эстетическое восприятие материала школьниками.


Школьная программа по литературе не предусматривает раскрытия взаимосвязей литературы и обществознания, тем не менее, наблюдается связь в рассмотрении многих вопросов. На примере героев литературных произведений учащиеся обсуждают вопросы межличностных отношений, рассматривают темы: личность и мораль, долг и ответственность, нравственная культура человека, семья и брак, преступления и проступки, человек и природа и др. Дети не только говорят о характерах героев произведений, но и сравнивают их поведение, стиль жизни с существующими нормами в современном обществе, опираясь на свой личный опыт.


Необходимой частью межпредметной деятельности является организация и проведение межпредметного контроля. Такие работы проводятся во всех параллелях 3–4 раза в год и преследуют решение сразу нескольких задач:

• закрепление знаний;

• определение уровня сформированности общеучебных навыков;

• освоение учащимися новых способов образовательной деятельности;

• реализация учащимися компетентностных качеств;

• проявление учащимися комплексного видения проблемных ситуаций.


Тем самым такие работы выполняют не только функцию контроля, но, что гораздо важнее, ещё и обучающую и развивающую функции. Так, в 7 классе проводятся такие межпредметные контрольные работы, как :«Пётр I как историческое лицо и петровский миф»; в 8 классе «Общественно-политические преобразования в России 19 в. и их отражение в литературе и искусстве»; в 9 классе «Великая Отечественная война в литературе».


Еще одним важным элементом рассматриваемой системы межпредметной деятельности является проведение интегрированных уроков.


Методика подготовки к проведению интегрированных уроков включает в себя ряд этапов:

1. Аналитический.

2. Установочный. В рамках этого этапа преподавателям необходимо произвести отбор материала к уроку, предварительно скорректировав его тему. Здесь также есть свои сложности, в первую очередь проблема соотнесения исторического и литературного содержания.

3. Предварительный.


Формы проведения интегрированного урока могут быть самыми разными. Это зависит от содержания материала, особенностей группы, взглядов самого учителя на методику преподавания предмета.


Возможные темы интегрированных уроков:

· «Искусство Древней Греции» (история, литература);

· «Мир и человек в русской мифологии» (история, литература);

· «Береги честь смолоду» (история-тема «Движение декабристов», обществознание- тема «Духовной мир личности», литература- Пушкин «Капитанская дочка»);

· «Общество ,власть и личность» (история, обществознание и литература);

· «Война и мир» (история, литература-Толстой «Война и мир» или Шолохов «Тихий Дон»);


Отличительной особенностью подобных уроков является то, что все предлагаемые в их рамках задания носят исключительно межпредметный характер, что является хорошей подготовкой учащихся к межпредметным семинарским занятиям в старшей школе.


Подводя итог можно сказать, что межпредметная деятельность позволяет решать задачи обучения на качественно новом уровне, формируя в сознании учащихся основы гуманистического мировоззрения. Именно поэтому межпредметные связи, являясь важным условием для обучения и воспитания школьников, обеспечивают при этом существенные результаты:

• развитие аналитического и образного мышления школьников;

• создание условий для практического применения знаний и навыков;

• расширение деятельностного компонента в образовательном процессе;

• формирование у учащихся целостного представления о мире;

• формирование толерантной личности.


Активное использование интеграции в учебной деятельности является своеобразным ответом на интеграционные процессы, характерные для современного общества.


Уроки, на которых демонстрируется связь истории и литературы развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать. А самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира.





Статья ранее была опубликована в сборнике ВГПУ «Филологические тетради», 2013, вып. 8.








Региональный

банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Загоровская О.В.

Русский язык в современной России: функционирование и особенности развития


Горячева С.С.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования УУД учащихся


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS