Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации


11.08.14
Ключевым разделом ФГОС второго поколения являются требования к образовательным результатам, что отражает изменение содержания образования. Предметные программы учитель должен переосмыслить так, чтобы их материал был направлен на достижение образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Следовательно, главной задачей учителя становится оснащение ученика не только знаниями, умениями, навыками, необходимыми для выполнения определённых функций, но и умениями и навыками самостоятельного анализа собственных потребностей и возможностей и программирования своих действий, то есть самостоятельного определения своего места в обществе и построения собственной жизни.

Кострова Светлана Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Аннинская средняя школа

с углублённым изучением отдельных предметов»

e-mail: kostrovsvet@mail.ru

Роль учителя

в реализации ФГОС второго поколения



В новых стандартах чётко проявляется курс на гуманизацию образования. Гуманизация, прежде всего, должна проявляться в изменении взгляда на личность и её роль в обществе, признании свободы выбора и личной ответственности за этот выбор как основы построения общества.


Ключевым разделом ФГОС второго поколения являются требования к образовательным результатам, что отражает изменение содержания образования. Предметные программы учитель должен переосмыслить так, чтобы их материал был направлен на достижение образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Следовательно, главной задачей учителя становится оснащение ученика не только знаниями, умениями, навыками, необходимыми для выполнения определённых функций, но и умениями и навыками самостоятельного анализа собственных потребностей и возможностей и программирования своих действий, то есть самостоятельного определения своего места в обществе и построения собственной жизни.


Каждый из школьных предметов работает на развитие интеллектуальных способностей: выявление закономерностей, причинно- следственных связей; и способностей эмоциональных: творчество и сопереживание учащегося. Так в русском языке возможно составление алгоритмов, обобщающих таблиц, выведение одного правила через другое, аналогичное, сопоставление уже изученного с тем, чтобы поставить задачи на будущее. Литература даёт возможность обучаемому самому стать биографом, литературоведом, соавтором, проявить себя в сотворчестве с автором и самостоятельной работе. Кроме того, постоянно должна вестись работа, направленная на формирование ключевых компетенций: сбор, анализ и интерпретация информации, коммуникация. Это те компоненты образования, которые необходимы каждому человеку всегда, чем бы он ни занимался в дальнейшем.


Ключевая задача образования - возможность попробовать себя в разных сферах деятельности - определяет и форму образования. Учебный процесс должен строиться от задания, индивидуального или группового, учитывающего особенности конкретного ученика. Необычное задание, выполнение которого требует узнать или научиться делать что-то новое, наполняет смыслом работу учащегося, мотивирует его.


Переход от обучения к учебной деятельности меняет позицию учителя и ученика. Современный учитель организует учебную деятельность, направляет ученика, создаёт ситуации, когда необходимо пробудить его природные механизмы мышления и творчества, сотрудничает с учеником , помогает ему, вместе с ним находит решение поставленной задачи. Необходимым условием при этом является активная роль учащегося в учебном процессе, субъект-субъектные отношения между учителем и учеником, учитель становится помощником в учении.


Особую роль приобретает оценивание достижений обучающихся. Школьник пробует себя, поэтому наказывать его за ошибки нельзя- он имеет на них право. Принципом оценивания должно быть не вычитание баллов, а определение соответствия эталону (чем больше соответствие, тем выше балл). Эталон должен быть известен обучающемуся или предъявлен вместе с заданием. Тогда механизм оценивания становится прозрачным дла обучающихся. Кроме того, критериальное оценивание позволяет просто и логично перейти к самооцениванию.


При самооценивании процесс, результат и собственный вклад могут осуществляться школьником через фразы-шаблоны: «Мне лучше удалось то…, потому что..», «Для того чтобы выполнить это, можно было попробовать так…», «Процесс, задание было интересно выполнять, и я подумал,что…»…Самооценивание носит не фактический, а описательный характер, играет роль катализатора развития, при котором ученик ищет свой путь с помощью учителя. При этом ребёнок оценивает свои ученические качества с помощью самонаблюдения и взаимодействия с другими, самостоятельность учащегося увеличивается, так как он может влиять на свою учебную деятельность. Самооценивание ориентировано не на результат, а на процесс учения, его качество.


Изменение позиции учителя затрагивает все сферы его повседневной деятельности. Он должен стать не ментором, а организатором учебной деятельности, сотрудником обучающегося в образовательном процессе; не судьёй, а экспертом, оценивающим его достижения. Смена ориентиров в функциях учителя снимает необходимость быть всегда выше ученика, знать ответы на все вопросы, нести единоличную ответственность за успехи ученика. Взаимодействие учителя с учеником - это отношения равных в системе общечеловеческих ценностей.



Литература


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М.:Просвещение,2011. - 48 с.

Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной среде. М.:Просвещение, 2012. - 54 с.




Статья ранее была опубликована в сборнике ВГПУ «Филологические тетради», 2013, вып. 8.









Региональный

банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Загоровская О.В.

Русский язык в современной России: функционирование и особенности развития


Горячева С.С.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования УУД учащихся


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS