Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации


11.08.14
Исходным для уроков литературы можно считать отношение «автор – художественный текст – читатель». Школа должна дать ребёнку необходимые и достаточные средства для самостоятельной читательской практики. Что же это за средства? Одно из основных – акцентное вычитывание, т.е. извлечение из текста определённых моментов для решения тех или иных читательских задач. Например, при работе с лирическим стихотворением главным является вычитывание развитие образа – переживания лирического героя (ЛГ). Сначала акцентное вычитывание протекает в форме коллективной классной работы, позже она переводится в индивидуальную письменную форму – сочинение-отзыв. Выражая своё «читательское мнение», ребёнок становится в авторскую позицию.

Кирьянова Г.Е.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Гимназия им. А. Платонова



О некоторых аспектах преподавания

литературы в среднем звене



Воспитать личность с развитым творческим потенциалом, личность, которая умеет самостоятельно и ответственно решать проблемы на нравственной основе, – цель моей системы работы.Человек не рождается с готовыми способностями. Их нужно развивать в процессе обучения и воспитания. Как же помочь ученику стать личностью со значительным интеллектуальным и творческим потенциалом?


Одним из видов искусств является литература. Основная цель курса литературы – воспитание эстетически развитого читателя, способного адекватно понимать и глубоко чувствовать литературное произведение.


Исходным для уроков литературы можно считать отношение «автор – художественный текст – читатель». Школа должна дать ребёнку необходимые и достаточные средства для самостоятельной читательской практики. Что же это за средства?


Одно из основных – акцентное вычитывание, т.е. извлечение из текста определённых моментов для решения тех или иных читательских задач. Например, при работе с лирическим стихотворением главным является вычитывание развитие образа – переживания лирического героя (ЛГ). Сначала акцентное вычитывание протекает в форме коллективной классной работы, позже она переводится в индивидуальную письменную форму – сочинение-отзыв. Выражая своё «читательское мнение», ребёнок становится в авторскую позицию. Приведу пример из отзыва ученика 5 класса:


« Прочитав стихотворение Тютчева «Неохотно и несмело», мы видим, как автор старается передать настроение природы. Средства выразительности языка помогают ясно представить картину происходящего: поле, небо, затянутое тучами. Вдалеке слышны раскаты грома, вот-вот начнётся дождь. Но ЛГ это не огорчает…».


Часто ребята свои впечатления о прочитанном передают в виде рисунков, эскизов.


Следующий этап акцентного вычитывания – коллективное обсуждение индивидуальных сочинений-отзывов. Такие уроки очень важны для развития читательской деятельности: от ребёнка вновь требуется обосновать свою оценку, доказать её текстом произведения. В ходе обсуждения читательские мнения корректируются, осуществляется «сотворчество».


Весьма полезными для развития логического мышления являются составление плана и пересказ текста. Дети должны этому учиться на материале художественных и научно-популярных текстов.


Задачу пересказа можно ставить и косвенно, например, если попросить учеников выполнить раскадровку будущего диафильма по рассказу, подготовить иллюстрацию и т.п. Осуществляя перевод одного вида искусства в другой, дети решают художественную задачу.


Уроки выразительного чтения интереснее проводить в виде конкурса чтецов. Они могут быть тематическими: стихи одного поэта (выбор конкретного текста осуществляют сами дети), стихи с определённым эмоциональным тоном (патриотические, героические, «смешные» и т.п.).


В младших классах детская оценка ориентирована на мнение взрослого жюри. В средней школе уже возможно подключение детского жюри: весь класс – судьи, каждый ведёт свой протокол и выставляет баллы. Сопоставление оценок взрослого и детского жюри, их обсуждение позволяют формировать адекватную оценку читателя-критика.


По мнению Л.С. Выготского, условием развития читателя является собственное художественное творчество. Оно необходимо ребёнку для развития воображения, эмоционально-эстетической сферы, для овладения речью как средством передачи мыслей, чувств, содержания внутреннего мира человека.


Традиционно первый урок литературы в начале нового учебного года посвящён детскому творчеству – чтению авторских работ. На одном из последних уроков в предыдущем классе ребята пишут «сочинения – секреты», обсуждение которых происходит на первом уроке в следующем учебном году. Так, в конце пятого класса ученики писали отзыв «Моя любимая книга», в конце 6 класса – сочинение «Наконец-то».


Важно отметить, что в письменных работах творческого характера нельзя оценивать грамотность, т.к. оценка грамотности убивает творчество. Лучшие работы учащихся оформляются в классный литературный журнал, стихи записываются в альбом.


На уроках развития речи ребята учатся сочинять загадки, потешки, небылицы, стихи, сказки, пишут сценарии, придумывают ребусы и шарады, переводят стихи английских поэтов.


Можно давать ученикам интересные свободные темы сочинений. Например: «Человек, который мне нравится», «Одинокое дерево», «Мой характер», «С точки зрения собаки», «За моим окном, когда мне грустно» и другие.


Ещё один вид художественной работы на уроках литературы – инсценировка эпического произведения. Здесь учащиеся осуществляют множество переходов, выступают в роли драматурга, режиссёра, актёра и т.д.


Для написания и постановки пьес ученики часто объединяются в творческие группы, распределяют между собой роли. Именно в таких малых группах дети чувствуют себя более комфортно, в них ребёнок может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Ученик в такой ситуации чувствует себя увереннее.


Задача учителя – создать на уроке особую тёплую атмосферу человеческого общения, средством которого и выступает литература как вид искусства. Педагог должен задавать эталон отношений, воспитывающих любовь к художественной литературе, ориентирующих на конструктивную критику, оберегающих достоинство ребёнка. Только в такой атмосфере рождается творческий дух и желание раскрыть себя, не боясь непонимания и собственных ошибок.




Статья ранее была опубликована в сборнике ВГПУ «Филологические тетради», 2013, вып. 8.









Региональный

банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Загоровская О.В.

Русский язык в современной России: функционирование и особенности развития


Горячева С.С.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования УУД учащихся


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS