Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации


06.08.14

Проблема воспитания молодежи всегда была и остается актуальной проблемой времени. По издавна сложившейся традиции ответственность за нравственное состояние общества возложена на образование. В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений на уроках и дома. Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне. Поэтому программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед, для самостоятельного чтения. Программа по литературе дает примерный список книг для самостоятельного чтения школьников, но не предлагает какой-нибудь конкретной системы уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе, то есть в программно-методическом обеспечении курса литературы не отведено должного внимания этим урокам. Поэтому я попыталась создать свою систему уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в школе. Создавая ее, я руководствовалась проблемно-тематическим принципом связи классного и внеклассного чтения.

Реветнева Т.Н.,

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ № 10 г. Россошь Воронежской области



Нравственно-патриотическое

воспитание на уроках литературы



«Уроки литературы – это не часы развлечения и отдыха… эти часы должны быть часами воодушевления, эмоционального подъема, нравственного прозрения», - писал А.Твардовский. И с этим нельзя не согласиться.


Проблема воспитания молодежи всегда была и остается актуальной проблемой времени. По издавна сложившейся традиции ответственность за нравственное состояние общества возложена на образование. Уроки литературы, как никакой другой школьный предмет, способствуют духовно-нравственному становлению обучающихся, формированию их нравственных позиций, патриотизма, эстетического вкуса, совершенствованию коммуникативных навыков. В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений на уроках и дома. Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне. Поэтому программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед, для самостоятельного чтения. Я остановлюсь подробнее на уроках самостоятельного чтения.


Программа по литературе дает примерный список книг для самостоятельного чтения школьников, но не предлагает какой-нибудь конкретной системы уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе, то есть в программно-методическом обеспечении курса литературы не отведено должного внимания этим урокам. Поэтому я попыталась создать свою систему уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в школе. Создавая ее, я руководствовалась проблемно-тематическим принципом связи классного и внеклассного чтения. Он позволяет самым естественным образом связывать изучение литературы по программе с самостоятельным чтением, т.е. с современной литературой. 


Сначала я выделила центральные темы в современной литературе:

1. «У истоков» (Деревня. Человек. История.)

2. «Это было на земле» (Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев)

3. «Память пылающих лет» (Человек и Великая Отечественная война)

4. «Кто мы на этой земле?» (Человек и природа)

5. «Что с нами происходит?» (Нравственные проблемы в современной литературе)

6. «Поэзия и мы».


Наметив темы, я отобрала произведения для уроков внеклассного чтения в среднем звене, чтобы подготовить учащихся к полноценному освоению современной литературы в старших классах.


Знаю, что хорошо подготовленный и интересно проведенный урок внеклассного чтения – это золотой ключик к созданию особого микроклимата в отношении учителя и учеников: душевной близости, взаимопонимания, уважения, горячей заинтересованности и, наконец, любви к литературе. Каждое художественное произведение школьной программы дает благодатный материал для нравственного развития личности школьника, помогает ученикам обогатить мир мыслей и чувств тем, что несут авторы в своих произведениях. Я стараюсь из множества нравственных проблем, поднятых в произведении, выбрать такую, которая не оставит моих учеников равнодушными, заставит размышлять, сочувствовать, сопереживать, видеть прекрасное…


- К какому выводу приходит Леня, думая о бабушке? Что, по-вашему, значит «жить для людей»? (Ю.Яковлев «Баваклава»)

- Согласны ли вы с тем, что война «закаляла» характеры людей, в том числе и детей? (А.Лиханов «Последние холода», А.Приставкин «Ночевала тучка золотая…»)

- Егор Полушкин погибает. Значит, зло победило добро? (Б.Васильев «Не стреляйте белых лебедей») и т.д.


При подготовке к уроку я даю индивидуальные и групповые задания учащимся, учитывая их интересы и уровень читательской культуры. Всему классу обычно предлагаю вопросы для обдумывания прочитанного. Стараюсь задействовать всех. Тогда уроки проходят интересно. Один из таких уроков приведу в пример.



Нравственный выбор

в повести В. Быкова «Сотников»


Цели: вызвать у учащихся интерес к творчеству В. Быкова; учить высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать; рассмотреть нравственный мир человека в кризисных, безвыходных ситуациях; затронуть вопросы жизни и смерти; отрабатывать выразительное чтение.


Оборудование: портрет (рисунок учащегося) В. Быкова, иллюстрация к повести, выставка книг.


Эпиграф на доске: В. Быков – писатель обостренного нравственного сознания, от его повестей веет болью и жжением, они как бы сгорают в своем нетерпении немедленного ответа, немедленного разрешения ситуации. Их ход бескомпромиссен ко всякому колебанию, к любому продлению часа выбора. Да и час этот чаще всего не час, а минута, мгновения, в которые герой должен встать на ту или другую сторону: на сторону зла или сторону добра. Каждое колебание в этих условиях есть отступничество, отступление, моральное падение. (И.П. Золотоусский)


ХОД УРОКА


I. Тихо играет музыка, учащийся читает наизусть:


Пускай до последнего часа расплаты,

До дня торжества – недалекого дня –

И мне не дожить, как и многим ребятам,

Что были нисколько не хуже меня.

Я долю свою по-солдатски приемлю,

Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,

То лучше, чем смерть за родимую землю,

И выбрать нельзя.


Учитель: Эти строки относятся к тем воинам, которые отдавали свои жизни за родимую землю во все времена. Изучив «Слово о полку Игореве», военный поход 1185 г., сегодня мы обращаемся тоже к военным событиям, но это уже Великая отечественная война 1941 г. Среди лучших произведений в современной литературе о войне – повесть В.Быкова «Сотников». Эпиграфом к нашему уроку будут слова Золотоусского (читаю).


II. Послушаем биографическую справку о В. Быкове

(Устный ответ учащегося.)

– Итак, Василий Владимирович Быков принадлежит к поколению, которому досталась на долю нелегкая участь солдат. А участь солдат была самой разной. О доли солдатской мы узнаем и в повести «Сотников».


III. Беседа по вопросам

- Назовите главных героев повести. Кто они такие? Что мы о них узнали? (Рыбак – старшина пехотной роты. Рыбак и Сотников из партизанского отряда идут в ближайшую деревню за продуктами…Сотников до 1939 г. работал в школе учителем, на фронте был комбатом в артиллерии. Его артиллерийский полк был разбит в бою. Сотников трижды бежал из плена, прежде чем попал в партизанский отряд.)


- Что чувствуется в настойчивом стремлении Сотникова вырваться из плена? (Решительность, сила, мужество характера)


- Почему Сотников, больной и простуженный, идет на задание, в то время, когда здоровые отказываются? (Сотников захотел сказать, что болен, но на фронте не считал простуду за болезнь. Сотников бодрился. Он обладал самолюбием и упрямством. Сотников говорил Рыбаку: «Потому не отказался, что другие отказались».)


- Что вызывает симпатию в Рыбаке? Какие достоинства в нем можно отметить? (Чувство товарищества. Он искренне сочувствует расхворавшемуся Сотникову, отдает ему свое полотенце обмотать шею. Делится с ним остатками своей порции пареной ржи. + в 5 главе: Рыбак не любил причинять людям зло…)


- Какой резкий контраст намечен уже в начале повести между Сотниковым и Рыбаком? (Сотников молчаливый, больной, угрюмый, мрачноватый, нескладный. Рыбак сильный, энергичный, удачливый.)


- В поисках еды Сотников и Рыбак приходят в дом к старосте Петру Качан. Что вы узнали о старосте? (Петр Качан – 67 лет, выбран односельчанами старостой, сын его в армии с 1939 г., от него нет вестей… см. гл. 3)


- Почему в доме старосты Сотников, в отличие от Рыбака, отказывается от еды и лекарства? (Ничего не хотел от предателя! В таком поведении Сотникова проявляется логика его характера: для него принять чью-то помощь - значит взять на себя обязательство отплатить тем же, а он не желает добра людям, связавшимися с врагами.)


- Когда Сотников понял, что он был неправ по отношению к этому старику и какие чувства он испытывал потом к нему?

(В подвале у полицаев понял, что нельзя судить о человеке только по его внешнему поведению; испытывал к старику чувство вины, угрызения совести.)


- Чем разжились у старосты Рыбак и Сотников и что случилось ночью в поле? (Зарезали овцу у старосты; ушли; сбились с дороги; их заметили ехавшие на санях полицаи; завязалась перестрелка.)


- Когда впервые у Рыбака шевельнулось легкое недовольство напарником? (Когда Рыбак нес на плечах овцу, устал, а больной Сотников не мог ему помочь. Его душил кашель, еле волочил ноги.)


- Как вели себя ночью в поле Сотников и Рыбак, когда натолкнулись на полицаев? (Рыбак побежал, надеясь на удачу. Сотников не мог бежать, не хватило сил. Стал отстреливаться. Рыбак решил: надо уходить, пока есть возможность. Он долго колебался, но бросил овцу, вернулся к Сотникову. Сотникова ранили в ногу (но и он ранил полицая). Его тревожила одна мысль: не дать себя захватить врасплох. Затем они поползли к кустарнику. Рыбак тащил Сотникова и обе винтовки. Рыбак перевязал Сотникову ногу, ему было жалко Сотникова.)


- Как же случилось, что Сотников и Рыбак попались в плен? Почему на чердаке, когда полицаи услышали кашель Сотникова, он не поднялся первым? Может быть, это спасло бы Рыбака?

(Да, Рыбак, затаившись, ждал, что Сотников поднимется, а его полицаи не заметят. Но Сотников был болен, и реакция у него была замедленная. Во-вторых, он не из тех, кто первым сдается в плен. Сотников предпочитает смерть, когда не находит сил для сопротивления.)


- Как Сотников, Рыбак и Демчиха вели себя с полицаями?

(Демчиха ругалась на них, проклинала. Сотников оговаривался, заступаясь за Демчиху. Рыбак молчал, он отчетливо сознавал, что, если бы не Сотников, их бы не взяли.)


- На что надеялся Рыбак, когда их взяли полицаи? Прочитайте.

(Он хотел жить! … не терял надежды…, ждал случая, чтобы обойти судьбу и спастись. Сотников уже не имел для него большого значения.)


- Как вы думаете, а Сотников хотел жить? Не терял надежды?


- О чем думал Рыбак, сидя в подвале полицаев? Зачитайте краткие отрывки его мыслей в главе 12 (…, т.е. думал, как бы ему вывернуться за счет других.)


- Как вели себя на допросе Сотников и Рыбак?

(Сотников молчал, его пытали. Рыбак отвечал на вопросы следователя, дал понять, что ночью убил старосту Сотников. Рыбаку предложили стать полицаем, дали время подумать.)


- Какие слова об изменниках родины говорит староста Петр Качан? Прочитайте в главе 14. («Я вот думаю все, …»)


- Как вы думаете, почему люди становятся на этот путь: путь измены, предательства? (На это оказывают влияние внешние обстоятельства, слабая сила воли. Люди слабохарактерные не имеют принципов в жизни…)


- О чем вспоминает Сотников в последнюю ночь своей жизни?

(Вспоминает детство. Автор показывает прямую связь прошлого с настоящим. Рыбак спасает в детстве жизнь детей, а Сотников взял без разрешения отцовский маузер и выстрелил из него, затем он признался отцу (по просьбе матери), а ведь это была ложь: будто он сам решил повиниться перед отцом. Ложь отцу послужила для него уроком мук совести на всю жизнь. Сотников строго судит себя и держит ответ перед своей совестью.)


- Кого захотел видеть Сотников перед смертью, когда стоял уже с петлей на шее? (Людей. Он увидел глаза мальчика. Наверное, никогда не забудет мальчишка этой обращенной к нему улыбки партизана, как сам Сотников не забыл подвиг седого полковника, когда был в плену.)


- Так В. Быков подчеркивает, что мужество и героизм не исчезают бесследно, а передаются из поколения в поколение. Как Сотников готовился встретить смерть? (Свою смерть, какой бы она ни была, он должен встретить с солдатским достоинством.)


- Так ли он ее встретил? (Да.)


- А вспомните, что думает Сотников о жизни и смерти, когда он лежал на деревенском кладбище перед домом Демчихи? (Чтение учащимся отрывка наизусть; глава 8.)


- Так думал Сотников о жизни.


- Скажите, что в жизни может противостоять злу и насилию? Найдите ответ в главе 18 (… только жизнь может противостоять злу и насилию. Смерть же лишает всего.)


- В чем подвиг Сотникова? (Он погибает не в бою, а в единоборстве с полицейской машиной. Он остается Человеком в бесчеловечных обстоятельствах. Сотников показал свою зрелость, идейную и нравственную.)


- Почему в одних и тех же обстоятельствах Сотников возвысился до подвига, а Рыбак морально погиб? (Сотников погибает, потому что не подчиняется обстоятельствам. Гордая сила духа Сотникова противопоставлена физической слабости. Автор утверждает своей повестью, что физические возможности человека ограничены, но кто определит возможности его духа?)


- Как вы думаете, возможно ли нравственное возрождение Рыбака? (После предательства не может быть и речи о моральном возрождении.)


- Как автор относится к героям повести? (Нигде прямо он не высказывает своего отношения, но в конце мы чувствуем его презрение к Рыбаку, может быть, смешанное с жалостью.)


- Что вам дало прочтение книги? (Ответы учащихся)


Подготовленный учащийся читает наизусть.

А мы такую книгу прочитали…

Не нам о недочитанных жалеть.

В огне багровом потонули дали

И в памяти остались пламенеть.

Кто говорит о песнях недопетых?

Мы жизнь свою, как песню, пронесли.

Пусть нам теперь завидуют поэты:

Мы все сложили в жизни, что могли.


- Существует ли единая нить между событиями в «Слове о полку Игореве», повести В. Быкова «Сотников» и сегодняшней действительностью? (Да. 1). В «Слове о полку Игореве» и сейчас – Русь раздроблена. 2). Описание войны 1185 г., 1941 г. и сегодня военные события на Кавказе. 3.) 1185 г. и 1941 г. – сплоченность русского народа.)


- Как вы относитесь к войне вообще? А к войне на Кавказе?


IV. Итог урока

Итак, война продолжается, она будоражит наши умы, заставляет нас задуматься о жизни. Все и вся в этом мире зависит от каждого человека, и каждый должен задуматься, зачем он живет на этом свете. Прослушивание пластинки Булата Окуджавы «Грузинская песня».)


Домашнее задание: письменный ответ на вопрос: «Зачем человеку дана жизнь, и как он должен ее прожить?»




Статья ранее была опубликована в сборнике ВГПУ «Филологические тетради», 2013, вып. 8.










Региональный

банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Загоровская О.В.

Русский язык в современной России: функционирование и особенности развития


Горячева С.С.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования УУД учащихся


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS