Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
   
   
  

Вход на сайт

   
  

Не зарегистрирован

   
   
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации




Ефремова Наталия Александровна,

МКОУ Александровская СОШ
Таловского района Воронежской области


Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу

 

В школе я работаю седьмой год. За время моей педагогической деятельности у меня не возникало никаких особых проблем, если и были какие-то трудности, то я обращалась к коллегам, и они мне с радостью помогали.
В прошлом году произошло важное для меня событие: я стала мамой, причем многодетной. Мне дали классное руководство, и теперь у меня 14 детей. Познакомившись с классом, я узнала, что в моем классе двое детей обучаются по специальной (коррекционной) программе. 

Перед началом учебного года мной были пройдены курсы «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях» и, соответственно, изучены основные технологии инклюзивного образования. В качестве основной была выбрана технология дифференцированного подхода. И с начала учебного года начала осваивать ее на практике. В процессе работы я обратила внимание на то, что дети с ОВЗ чувствуют себя в классе некомфортно, а остальные учащиеся держатся обособленно от них, хотя класс, в общем, достаточно дружный. Для меня как учителя, а в первую очередь как для классного руководителя возникла проблема: как адаптировать детей с ОВЗ к коллективу и сплотить коллектив?

Проанализировав все технологии, предложенные в личностно-ориентированном подходе, который лежит в основе федерального государственного образовательного стандарта второго поколения: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные, педагогика сотрудничества, проблемное обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, развитие критического мышления, технология портфолио, проектный метод, технология дистанционного обучения – я остановилась на технологии сотрудничества.

Преимущества технологии сотрудничества: 

  • Принятие любого ребенка; 
  • Сохранение индивидуальности ребенка (гуманно-личностный подход); 
  • Переход от педагогики требований к педагогике отношений; 
  • Единство обучения и воспитания; 
  • Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ; 
  • Развитие у учащихся чувства товарищества, взаимопомощи; 
  • Создание обстановки взаимного доверия, т.к. взаимное доверие – прекрасная основа для отличной успеваемости каждого.

Главная идея данной технологии – создать условия для активной совместной учебной и внеучебной деятельности учащихся в разных ситуациях. Задача преподавателя, организующего учебный процесс в режиме сотрудничества, состоит в том, чтобы смоделировать реальную ситуацию общения, которая требует от участников проявления познавательной активности и диктует необходимость взаимодействия внутри коллектива для достижения цели общения.
Взаимозависимость и личная отчетность также являются основополагающими принципами технологии сотрудничества. Успешное выполнение работы всей группой зависит от результатов работы каждого из участников: каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет учащегося равнодушным), а за результат всей группы.


Основные методы и приемы технологии сотрудничества:

  1. Метод « Учимся вместе»: (внеурочная деятельность, изготовление поделок, оформление класса и классного уголка)
    При использовании данного метода класс разбивается на группы по 3-5 человек. Каждая группа получет одно задание, которое является подзаданием большой темы; в результате работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.
  2. Метод «Пила»
    При использовании данного метода класс разбивается на группы по 3-5 человек; учебный материал также разбит на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Для усвоения материала в полном объеме ученику надо внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадь. Учителю не надо делать никаких дополнительных усилий. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это отражается на итоговой оценке. Учитель на заключительном этапе может попросить любого ученика команды ответит на любой вопрос по данной теме.
  3. Метод « Вертушка»
    Использование названного метода эффективно применять при проверке домашней работы. Ребятам «по вертушке» предлагается проверить домашнее задание. Если у кого-то выявляется ошибка, ее можно исправить только после того, как ученик поймет, почему он ее допустил. Возле исправленной ошибки пишется объяснение, почему данная ошибка допущена. Затем группа может сложить вместе свои тетради, подписав «проверено». Это значит, что все согласны с решением. Учитель, проверив одну тетрадь, оценивает всю группу.
  4. Диалог при организации групповых дискуссий
    Учащиеся работают в группах по 6 человек. Выбирается подтема общей темы, затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельного человека. Каждый таким образом должен внести свою лепту в решение общей задачи. Такой коллективный диалог вовлекает ученика в активную познавательную деятельность, учит участвовать в дискуссии, учит четко отвечать на вопросы, выслушивать другие точки зрения. Диалог является распространенным типом общения, где лучше всего может развернуться и проявиться равноправие взаимосвязанных субъектов. В ходе коллективного диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить , решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
  5. Прием «Мудрая сова»
    Для усвоения отдельных материалов урока, закрепления темы урока, осуществления исследовательской работы на уроке можно использовать прием «Мудрая сова» с применением опорного текста, когда каждая группа, работая с одним и тем же учебным тестом, выполняет определенное задание. При этом дети-консультанты объясняют заранее подготовленную тему детям, работающим по специальной программе.
    Как показывает практика, названные приемы и методы работы вызывают у детей с ОВЗ интерес, формируют умение слушать других, высказывать свое мнение, выводят детей из состояния изолированности, активизируют их познавательную деятельность, способствуют умению общаться, т.е. являются эффективным средством формирования коммуникативных компетенций личности.


Подписка на новости


Региональный
банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 


Подгорная Г. А.

Универсальные учебные действия как одно из ведущих понятий ФГОС ООО 


Сумина Т. В.

Система оценивания в условиях реализации ФГОС 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS