Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации





Загоровская Ольга Владимировна,
доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка, современной русской и зарубежной литературы Воронежского государственного педагогического университета, директор Регионального центра русского языка при ВГПУ,
e-mail: olzagor@yandex.ru



Разработка концепции непрерывного гуманитарного образования
как одна из важнейших задач современного российского общества


Социокультурная ситуация в современной России характеризуется целым рядом негативных тенденций, многие из которых вызывают серьезные опасения не только за будущее наших детей, но и за будущее страны. В числе таких тенденций – снижение уровня владения родным русским языком и его вульгаризация; разрушение концепта «русский язык» в сознании наших соотечественников и «исчезновение» из него составляющих, связанных с осознанием русского языка как языка образования и науки; падение интереса к книге и художественной литературе (в том числе к русской художественной литературе, направленной на воспитание души, формирование представлений об истинном смысле человеческой жизни); отказ от многих традиционных морально-нравственных ценностей, свойственных русской духовной культуре.

Названные тенденции затрагивают все российское общество и определяют безусловную актуальность проблем гуманитарного образования.

В настоящее время проблемы гуманитарного образования в России широко обсуждаются в связи с вопросами, связанными с введением Закона об образовании, принятием государственных стандартов основного общего, общего среднего и высшего профессионального образования и переходом общеобразовательных и высших учебных заведений на названные стандарты, переориентацией новых образовательных программ гуманитарного образования для школы и вуза с содержательно-логического принципа их построения на компетентностно-оценочный подход, разработкой новых концепций преподавания русского языка и литературы в школе и преподавания литературы на филологических факультетах педагогических вузов, а также в связи с общими вопросами культуры, языковой политики, межнациональных отношений и национальной безопасности России.

Проблемы гуманитарного образования привлекают серьезное внимание и научно-педагогической общественности, и руководства страны. Они рассматриваются на заседаниях Советов по русскому языку при Президенте и Правительстве России, заседаниях Общества российской словесности, возглавляемом Патриархом Кириллом. Яркое свидетельство значимости названных вопросов – придание им статуса важнейших на I съезде Общества русской словесности. Однако принципиально важным представляется то обстоятельство, что при обсуждении названных проблем основное внимание, как правило, уделяется литературному и языковому образованию в школе и вузе. При этом вне широкого научно-педагогического обсуждения до настоящего времени оставался иной и чрезвычайно важный феномен рассматриваемой сферы – непрерывное гуманитарное образование, т.е. гуманитарное образование, которое должно сопровождать человека всю жизнь и не обязательно должно быть связано с его профессиональной деятельностью.

Представляется, что именно названная форма гуманитарного образования в настоящее время особенно востребована российским обществом не только в силу ускорения цивилизационных процессов, но и в силу ее ориентированности на решение задач сбережения русской духовной культуры.

С одной стороны, ускорение цивилизационных процессов требует от членов социума постоянного обновления полученных ими ранее знаний, в том числе знаний в области родного языка и литературы, которые тоже находятся в постоянном движении и развитии: меняются единицы и формы языка, меняются нормы литературного словоупотребления, знание которых необходимо для любого образованного человека; появляются новые литературные произведения, в художественных текстах меняются способы отражения реальности и отношение к человеку. Уже в силу указанных причин языковое и литературное образование не может быть ограничено рамками школы и вуза. Оно должно выходить за эти рамки и способствовать постоянному совершенствованию личности в области гуманитарных знаний.

С другой стороны, непрерывное гуманитарное образование по самой своей сути предполагает постоянное духовное развитие человека и его постоянное и все более глубокое приобщение к русской языковой культуре и русской литературе как одному из самых действенных инструментов духовного и нравственного развития личности. Такой результат непрерывного гуманитарного образования сможет послужить основой для восстановления практически разрушенного за последние десятилетия единого поля национальной русской культуры, единого национального культурного пространства, без которого невозможно не только духовное, нравственное и гражданское воспитание молодежи, но и сохранение национальной идентичности русского народа.

Учитывая изложенное, представляется возможным утверждать, что в настоящее время задачи создания в России системы непрерывного гуманитарного образования и выработка современной концепции непрерывного гуманитарного образования, которое ориентировано на формирование ценностного отношения человека к родному языку и литературе, к книге и к гуманитарному знанию в целом и цель которого может быть обозначена как путь человека в культуру, относятся к числу стратегических задач российского общества.

В настоящее время в ряде регионов России, в том числе в Воронежской области, накоплен интересный и весьма значительный опыт организации непрерывного гуманитарного образования. Апробируются разные формы такого образования для разных категорий населения и социальных групп: гуманитарные лектории и мастер-классы на базе библиотек, музеев, книжных клубов; проведение преподавателями классического и педагогического университетов «филологических дней» («филологических суббот» для всех желающих; организация занятий вечернего открытого университета для студентов негуманитарных специальностей и учителей-негуманитариев; организация теле- и радио-передач по вопросам культуры русской речи. На филологическом факультете Воронежского государственного университета кафедрой русской литературы XX-XXI веков, теории литературы и фольклора с 2014 г. реализуется уникальный проект по проведению межрегиональных научно-методических форумов «Непрерывное литературное образование», в которых участвуют представители институтов развития образования, вузов, школ, библиотек Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Курской областей Центрально-Черноземного региона. (именно эта идея и была положена в основу нынешнего проекта проведения всероссийского форума).

В Воронежском педагогическом университете реализуется целый ряд проектов по организации непрерывного образования в области русского языка, ориентированных, прежде всего, на школьников и учителей-словесников. В числе таких проектов – выпуск специальных учебно-методических комплексов по русскому языку для средней школы, участие в подготовке федеральных школьных учебников, подготовка пособий по культуре русской речи, проведение традиционной научно-методической конференции «Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников», (в этом году названная конференция проводится в рамках Форума, на котором мы сейчас присутствуем).

Очевидно, что в настоящее время требуется обобщение имеющегося в регионах опыта и объединение усилий преподавателей-филологов, учителей-словесников, методистов, работников учреждений культуры и широкой общественности различных регионов в обсуждении проблем непрерывного образования в области русского языка и литературы (в том числе вопросов о формах организации названной образовательной деятельности) и в разработке теоретических основ и рекомендаций для создания современной концепции непрерывного гуманитарного образования в России и организации системы непрерывного гуманитарного образования в России.

Именно эти вопросы и являются основными для нашего первого Всероссийского научно-методического форума «Непрерывное гуманитарное образование и проблемы сохранения национальной и культурной идентичности».

Вы познакомились, дорогие коллеги, с Программой Форума и, очевидно, уже увидели, какой широкий круг проблем предлагается к обсуждению. Это, с одной стороны, проблемы стратегического характера, связанные с целями, задачами и содержанием непрерывного гуманитарного образования, а также миссией учителя-словесника и преподавателя-филолога в современном обществе, а с другой стороны, проблемы более конкретного плана, связанные с организацией непрерывного гуманитарного образования и формами такой организации.

Мы очень надеемся, что результатом работы Форума будет выработка основ Концепции непрерывного гуманитарного образования в области русского языка и литературы в современной России и определение путей сотрудничества регионов в работе по подготовке и реализации названной Концепции.

Уже сейчас очевидно, что непрерывное гуманитарное образование не должно дублировать дополнительное образование. Представляется, что оно должно быть особой системой, как бы накладывающейся на дошкольное, школьное, вузовское и послевузовское образование, на повышение квалификации учителей-словесников и преподавателей-филологов. Эта система, как представляется, должна быть многоуровневой и модульной. И самое главное – она должна быть ориентирована на развитие личности и вхождение личности в культуру. Очевидно, что непрерывное гуманитарное образование должно охватывать самые разные группы населения, но особенно значимым и необходимым оно является для молодежи, т.е. для тех поколений, которые прежде всего определяют будущее России.

Думается, что реализация идей, которые мы вкладываем в понятие Концепции непрерывного гуманитарного образования, будет служить делу сохранения великой русской культуры, способствовать духовному возрождению российского общества и сохранению его национальной идентичности.





 




Региональный
банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 


Подгорная Г. А.

Универсальные учебные действия как одно из ведущих понятий ФГОС ООО 


Сумина Т. В.

Система оценивания в условиях реализации ФГОС 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS