Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации



Пирко Татьяна Васильевна,

МКОУ Таловская СОШ
Таловского района Воронежской области


Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО

 

Одним из условий и средств формирования универсальных учебных действий является проектная деятельность учащихся. Она способствует созданию атмосферы сотрудничества. Среднее звено – это благоприятный период для развития коммуникативных способностей и сотрудничества, кооперации между детьми.

Проектная деятельность может быть разной как по форме, так и по содержанию. Исходными условиями здесь может выступать соблюдение договорённости о правилах взаимодействия. 

Существует несколько типов ситуаций сотрудничества при работе над проектами: 

  • сотрудничество со сверстниками с распределением функций;
  • сотрудничество со взрослым с распределением функций;
  • взаимодействие со сверстниками без чёткого распределения функций;
  • ситуация конфликтного взаимодействия со сверстниками.

Первая ситуация больше применима к учащимся 5-6 классов, когда детям ещё трудно распределить обязанности между собой. Бывают проекты, когда необходимо присутствие взрослого для координации работы. Например, проект по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» предполагал инсценирование отдельных эпизодов с использованием декораций и костюмов участников, поэтому обойтись без помощи взрослых в нем было нельзя. Одни из них взяли на себя оформление сцены, другие - пошив костюмов, третьи репетировали фрагменты повести. В итоге получился интересный семейный проект. 

Последние две ситуации больше подходят для детей 7-8 классов, которые уже привыкли работать над проектами. Они позволяют выделить индивидуальные стили сотрудничества, свойственные детям: склонность к лидерству, подчинению, агрессивность и прочее. 

Проектная деятельность способствует развитию учебной мотивации, формированию метапредметных умений, а также снижению уровня школьной тревожности. Реализовать данные требования применимо к литературе возможно, обучая детей по УМК под редакцией В.Я. Коровиной. Авторы учебников после определенных разделов предлагают не только темы проектов, но и виды работы над ними. Например, в 5 классе после раздела «Русские поэты о родине, родной природе и о себе» они предлагают «организовать и провести в классе конкурс на лучшее чтение стихотворения о родной природе, распределив обязанности в группе: ведущие, чтецы, рецензенты, жюри. В конкурсе могут принять участие ваши родители. При награждении можно использовать открытки с литературной тематикой, поэтические сборники». Учитель должен понимать, что проекты, предложенные в учебнике, это не догма, а руководство к действию. Так, взяв за основу данные виды работы, учитель может их видоизменить. Например, чтобы не было финансовой нагрузки на родителей, дети своими руками могут сделать открытки для награждения и в работе над проектом появится группа художников – оформителей, а помощь им может оказать учитель рисования или технологии, что способствует развитию метапредметных связей. В такую группу могут войти дети, которые в силу объективных причин не смогут принять участие в остальных видах работы. Таким образом, мы даём возможность каждому почувствовать свою нужность и значимость. 

При этом дается простор и для творчества учителя и ученика. После такого же раздела в 7 классе я решила видоизменить проект, предложенный в учебнике, потому что он был аналогичен тому, что детям уже было знакомо. За 3-4 недели им была дана тема «Родная природа в искусстве» и предложено самостоятельно объединиться в группы, выбрав более узкий проект. В итоге у нас получилась группа художников с проектом «Родная природа в живописи», группа фотографов – «Остановись, мгновение!», группа музыкантов - «Природа в музыке» и группа актеров, выразительно читающих стихотворения о природе. Это позволило, с одной стороны, раскрыть творческие способности учащихся, а с другой – реализовать их индивидуальные стили сотрудничества. 

Подводя итог всему вышесказанному, я хочу обратить ваше внимание на несколько моментов, без которых трудно представить проектную деятельность .В работе над проектами ученики должны понимать, что мало о оформить проект, нужно уметь его защитить. Кроме этого, дети должны помнить об обратной связи со слушателями, чему способствуют шарады, кроссворды, викторины и другие задания по теме проекта, и умении оценить как работу своей проектной группы, так и чужой. 

Все это позволяет утверждать, что проектная деятельность помогает формированию УУД, воспитывает интерес к предмету, развивает творческую активность обучающихся... 





Региональный
банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 


Подгорная Г. А.

Универсальные учебные действия как одно из ведущих понятий ФГОС ООО 


Сумина Т. В.

Система оценивания в условиях реализации ФГОС 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS