Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации




Горячева С.С.,

учитель русского языка и литературы 

МКОУ «Рождественско-Хавская СОШ» 

Новоусманского муниципального района Воронежской области, 

e-mail: oleg.1970.goryachev@mail.ru





Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
как инструмента формирования УУД учащихся



«Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы». 

А.П. Семёнов 


Современный стандарт должен учитывать потребности развивающегося информационного общества, так как является отражением социального заказа. Перед будущей отечественной школой стоит задача обеспеченности конкурентоспособной подготовки детей к жизни в современном открытом обществе. Поэтому высказывание академика А.П. Семёнова, взятое эпиграфом к данной статье, должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя ИКТ. 

В настоящее время роль ИКТ уже заняла своё место в методике преподавания различных предметов. Она вписывается в процесс обучения и сочетается с традиционными формами ведения урока. Использование ИКТ способствует развитию познавательного интереса обучающихся, способности самостоятельного приобретения навыков работы с компьютером, поиску путей в сети Интернет.

Отличительной особенностью нового стандарта также является формирование универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает «умение учиться». В более узком смысле УУД помогают учащимся самостоятельно осваивать новые знания и умения, способствуют развитию личности. Поэтому использование ИКТ на уроках можно рассматривать как инструмент формирования УУД учащихся. 

При использовании ИКТ легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовывать весь учебный процесс. Развитие УУД с применением ИКТ может происходить как: 

1) использование готовых электронных продуктов; 

2) использование мультимедийных презентаций; 

3) использование ресурсов сети Интернет; 

4) использование интерактивной доски. 

Использование средств ИКТ с целью формирования УУД позволяет говорить о новом типе учебного занятия – интерактивном, которому принадлежит ведущая роль в построении образовательного процесса. 

ИКТ – один из тех инструментов, с помощью которых может быть организовано обучение в сотрудничестве. Подобные уроки служат формированию как познавательных УУД (поиск и выделение нужной информации, умение осознанно строить речевое высказывание), так и коммуникативные (слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группы и продуктивно взаимодействовать). 

Как же можно использовать ресурсы сети Интернет как формы организации учебного процесса, позволяющей формировать общеучебные универсальные действия? На уроках изучения нового материала предлагаются задания, которые требуют поиска и выделения необходимой информации, смыслового чтения. Учитель создаёт задания с учётом возможностей выбранных им сайтов. Например, используя сайт: дополните текст; найдите ответы на вопросы по биографии писателей; найдите ошибки в тексте; заполните кроссвордную сетку; составьте вопросы, на которые хотели бы получить ответ у одноклассников. 

На уроках закрепления и обобщения знаний учащихся по различным темам даю литературные экскурсии. Распространённой формой моей работы является просмотр кинофильмов с дальнейшим обсуждением. 

На уроках-лекциях использование ИКТ делает лекцию более эффективной и активизирует работу учащихся. В ходе урока ребята делают записи в тетрадях, следовательно, ИКТ не отменяют традиционную методику подготовки и проведения такого урока. 

На уроках анализа текста ИКТ помогут разнообразить методы, приёмы и формы работы, которые развивают разные стороны личности учащихся. 

ИКТ можно использовать на всех этапах процесса обучения, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы текстов, графику, звук, анимацию и т.д. 

Мультимедийные презентации прочно вошли в процесс обучения. Интерес к материалу, представленному таким образом, эффективность восприятия информации превосходят возможности традиционных наглядных пособий, что позволяет организовать урок на качественно более высоком уровне. Эта форма даёт возможность представить материал как систему ярких опорных образов, что в свою очередь облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала. Наилучшими являются презентации, которые учитель делает для себя сам, ориентируясь на конкретных детей. В моей практике наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентации, в которые после объяснения материала были вставлены упражнения на закрепление или контроль изученного материала. За короткое время можно оценить многих, работая во фронтальном режиме. 

Презентации также интересны тем, что могут создаваться не только самим учителем, но и учащимися после изучения темы или в процессе для расширения и углубления знаний. На сегодняшний день мною разработаны презентации по отдельным темам, а также системы уроков по творчеству писателей. Своими наработками по использованию ИКТ я делюсь с коллегами, выступая на конференциях, методических объединениях. Также накопилось большое количество презентаций, созданных учениками. Такие работы становятся итоговыми по определённым темам, творческими отчётами о результатах исследовательских работ. 

Формируя и развивая коммуникативные УУД на уроках русского языка посредством ИКТ, используется метод проектов, что является хорошим способом организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающей вовлечение каждого в активную познавательную деятельность. 

На своих уроках я также применяю современные сетевые образовательные технологии: 

Таким образом, ИКТ являются эффективным средством развития УУД обучающихся. Использование на уроках данных технологий делает уроки более интересными, развивает познавательную активность учеников, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, вдохновляет педагогов на поиск новых подходов в обучении, стимулирует их профессиональный рост. 

Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой так же, как он использует авторучку или мел на уроке. Для учителя компьютер – это уже не роскошь – это необходимость. 



Список литературы


1. Болотов, В. А., Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. С. 8-14. 

2. Краснова, Г. М. Использование возможностей MS PowerPoint проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе [Текст] / Г. М. Краснова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - №5 (15). - С. 91 - 94. (Информатика и информатизация образования).

3. Крючкова, О. В. Комплексная информатизация образования [Текст]/ О. В. Крючкова. - Минск: Красико-Принт, 2006. - 176с. 

4. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст]/ В. М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004. 

5. Степанов С. В. Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу. 

6. Ткаченко, И. С. Методика использования электронной презентации на уроке [Текст] / И. С. Ткаченко, О. В. Антропова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - №5 (15). - С. 165-166 (Информатика и информатизация образования). 

7. Шитов, С. Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость [Текст] / С. Е. Шитов, И. Г. Агапов. - Мир образования - образование в мире. - 2001. - №4. 

8. http://verhspas.68edu.ru/Romanzova/pervaj.htm.



 

Подпишитесь 
на наши новости





Региональный

банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Горячева С.С.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования УУД учащихся


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 


Подгорная Г. А.

Универсальные учебные действия как одно из ведущих понятий ФГОС ООО 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS