Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации



Колабаева Людмила Петровна,

МКОУ Таловская СОШ
Таловского района Воронежской области

Формирование УУД на уроках русского языка


В соответствии с идеологией Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и Примерной программы в разработанном курсе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной парадигме. Применительно к содержанию курса русского языка это означает его направленность на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования универсальных учебных действий. 

Личностные УУД обеспечивают самоопределение человека, выбор ценностных, нравственно-этических ориентиров, мотивацию к учению, в частности к изучению русского языка.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности: постановка и формирование цели, планирование последовательности действий и их коррекции в случае необходимости, осуществление самооценки.

Познавательные учебные действия включают этапы: формирование проблемы, выдвижение аргументов, подтверждающих или опровергающих тезис, поиск и извлечение необходимой информации из различных источников, сравнение, синтез, обобщение, классификация.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность, учет позиции других людей.

В программе для 6 класса, ориентированной на предметную линию учебников Рыбченковой Л. М., Александровой О. М., Загоровской О. В. и др. реализуется когнитивно-коммуникативный подход, основой которого является направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка и процессов развития ученика, его мышления, восприятия, воображения и процессов овладения средствами и способами обращения с информацией, совершенствование познавательной деятельности.

Когнитивное развитие ребенка в настоящее время рассматривается в связи с процессами овладения средствами и способами переработки информации, со становлением самой когнитивной системы со всеми её составляющими: восприятием, воображением, умением рассуждать, выдвигать тезисы и т. д. Исходя из этого в программе актуализирован аспект, связанный с различными видами трансформации текста и его интерпретации в зависимости от заданных условий речевого общения.

Обратимся к учебнику 6 класса. Его содержание подтверждает сказанное выше. Упражнение 12. Прочитайте текст, определите к какому стилю он относится. Свое мнение обоснуйте. Для чего автор рассказал эту историю? Упражнение 14. Прочитайте и определите главную мысль стихотворения С. Маршака. Определите по словарю лексическое значение слова «благодать». К какому словарю вы обратитесь? Докажите, что перед вами текст. К какой функциональной разновидности языка он относится? Эти упражнения нацелены на развитие познавательных УУД.

Какие же современные образовательные технологии являются самыми эффективными при формировании УУД?

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы обучающиеся ставили проблему и решали её. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала прорабатывается два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Следовательно, постановка проблемы – это этап формирования темы урока или вопроса для исследования, а поиск решения – этап формирования новых знаний. На этом этапе урока я использую сравнительный анализ фактов, мнений, предложений. В процессе сравнения постепенно добиваюсь осознания учащимися несовпадения, противоречия, которые вызывают у них удивление и приводят к формулировке проблемы урока. Например, при изучении темы «Чередующиеся гласные в корне слова» обучающиеся видят на доске слова с одинаковыми корнями, но разными гласными в них. Это вызывает недоумение. Возникает диалог, в процессе которого формируется проблема и планируются пути её решения. Так на данном этапе урока происходит формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД. Формируются и личностные универсальные действия: адекватная позитивная самооценка, самоуважение у тех учеников, которые правильно отвечали на вопросы и сумели сформулировать проблему самостоятельно. Отмечу также, что наиболее эффективным на уроках такого типа стало применение двух видов диалога – побуждающего и подводящего. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают обучающемуся работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы обучающиеся осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему.
На этапе поиска решения побуждаю учащихся выдвинуть и проверить гипотезу. Так, путем проб и ошибок, происходит «открытие знаний». 

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и развивает логическое мышление обучающихся. Таким образом формируются познавательные УУД. На этапе постановки проблемы пошагово подвожу обучающихся к формированию темы, а на этапе поиска решения выстраиваю логическую цепочку умозаключений, ведущих к новым знаниям. Таким образом, проблемно – диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний обучающимися. При этом достигается подлинное понимание учащимися материала, потому что нельзя не понять то, до чего додумался сам. Также для уроков русского языка очень эффективной является проблемная ситуация с предъявлением практического задания, основанного на новом материале. Например, напиши то, что только сегодня будем изучать. Обучающиеся такие задания могут выполнить по-разному, поэтому возникает проблемная ситуация с разбросом мнений и побуждающий диалог звучит так: «Задание было для всех одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные ответы? Чего мы с вами еще не знаем?»
Но реальный урок – это не только методы, но еще и формы, и средства обучения. Практика показывает, что проблемно-диалогические методы тесно связаны с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – в фронтальной работе с классом. Я уделяю большое внимание групповой форме работы. Её смысл состоит в том, что каждый член группы исполняет отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. Эта форма работы обеспечивает формирование всех видов УУД. Развивает умение воспринимать информацию такой прием: «Знаю – хочу знать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в парах (Что я знаю о теме урока?) «Хочу знать» - это этап формирования цели. «Узнал» - соотношение старой и новой информации. «Научился» - осознание результативности деятельности. Этот прием подводит обучающихся к рефлексии. 

Повышает мотивацию к изучению материала, развивает умение прогнозировать задания прием «Верные и неверные утверждения». Предлагаю обучающимся несколько утверждений по ещё не изученной теме. Учащиеся выбирают верные утверждения, полагаясь на свой опыт. На стадии рефлексии возвращаюсь к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. 

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения считается фундаментом всего образования. Вот несколько приемов работы с текстом, применяемых на уроках. 

Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для его построения целесообразно по мере чтения задавать себе вопрос: «О чем здесь говорится?» 

Прием составления граф – схемы. Это способ моделирования логической структуры текста. Она отличается от плана тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами. Прием составления сводной таблицы позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. Такая таблица обычно составляется на уроках повторения темы. 

Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста. 

Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или составленным самостоятельно, пересказ в парах с опорой на план. 

Подготовка докладов и написание рефератов текста двух видов – конструирующего и критического по одному или нескольким источникам, включая Интернет и публикации в СМИ. 

Важную роль играет и дискуссия. По моему мнению, для становления способности к самообразованию важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия как с другими, так и с самим собой. Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко излагать свое мнение, понимать точку зрения своих одноклассников, выраженную письменно, вступать в спор с автором письменного текста. 

Проектная и исследовательская деятельность – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования всего спектра УУД. Работая над проектами «Речевой портрет ученика нашей школы» и «Фамилии учеников моего класса», обучающиеся развивали коммуникативные УУД: навыки работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений. 

Регулятивные: овладение навыками самоорганизации, умением планировать и корректировать деятельность, нести личную ответственность за результат. 

Личностные: каждый обучающийся определяет для себя значимость выполненной работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. 

Рефлексия - одно из важнейших средств формирования умения учиться. На этом этапе использую для формирования УУД следующие средства: составление памятки, инструкции, стихотворения по алгоритму, синквейна. 

В последующих классах каждый из видов УУД, формирующихся у обучающихся, расширяется и углубляется, позволяя им накапливать деятельностный опыт. 





 




Региональный
банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 


Подгорная Г. А.

Универсальные учебные действия как одно из ведущих понятий ФГОС ООО 


Сумина Т. В.

Система оценивания в условиях реализации ФГОС 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS