Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации


25.07.14

Цели: 1) подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему; 2) формировать умение аргументировать свои мысли и утверждения, используя в качестве доказательств своей точки зрения примеры из прочитанного текста; 3) совершенствовать знания о лексических и грамматических единицах языка и их функциях в тексте.

Маркова Елена Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 1» г. Воронежа,

e-mail: Grina21@mail.ru


Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему


Цели: 1) подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;

2) формировать умение аргументировать свои мысли и утверждения, используя в качестве доказательств своей точки зрения примеры из прочитанного текста;

3) совершенствовать знания о лексических и грамматических единицах языка и их функциях в тексте.


Ход урока


I. Организационный момент

Этот урок мне хотелось бы начать словами К. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне , но и его гражданской ценности».

Любовь к родному языку невозможна без умения вслушиваться, вдумываться в слово. Это умение надо развивать, чтобы красиво говорить, грамотно писать и глубоко понять текст.


II. Сообщение темы и цели урока

На сегодняшнем уроке мы будем работать над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему, будем учиться вычленять лексические и грамматические явления, определять их функции в тексте.


Презентация. «Знакомьтесь: Л. Пантелеев»


III. Содержательно-языковой анализ текста

Обязательным условием правильного и успешного выполнения творческого задания С2.1 является проведение содержательно-языкового анализа прочитанного текста с целью определения его основного смысла.

Откройте В7, прочитайте текст вслух.

О чём данный текст? (какова его тема?)àА 1

(текст о том, как мальчик дал честное слово во время игры и оставался верен ему, несмотря на уговоры взрослого человека)

Стиль и тип речи?

(основной тип речи– повествование, в последних абзацах– рассуждение. Автор рассказывает о событиях, которые происходят с мальчиком в определенной последовательности. Стиль речи– художественный, передаёт мысли и чувства автора. Стиль характеризуется образностью и выразительностью)

А2, А3

Идея текста (для чего автор писал этот текст? Что он хотел сказать?)

(Идея совпадает с позицией автора: мальчик, у которого такая сильная воля и крепкое слово, вырастет настоящим человеком)


А2,А3


IV. Структура сочинения-рассуждения

Вспомните структуру сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

1. Тезис–положение, которое надо доказать, + собственное понимание высказывания Г. Степанова.

2. Аргументы – примеры-доказательства из текста (лексическое и грамматическое явление с указанием их роли в тексте)

3. Вывод – общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис.


V. Работа над тезисом (понимание смысла высказывания Г. Степанова)

Уточним некоторые лингвистические сведения и определения.


Прочитайте высказывание.

Что учёный подразумевал под словами «словарь языка» (словарный состав языка, все слова языка)?


Какова основная функция слова в речи (называть предметы или явления, выражать оценочное или эмоциональное отношение к предмету)?


Говоря о словаре языка, мы подразумеваем лексическое явление. Что обозначают лексические явления в речи? ( они обозначают то, о чём говорят и думают люди. Люди думают словами, то есть лексические явления обозначают предмет мысли. Люди словами оценивают какие-либо предметы, явления).


Высказывание (2-ая его часть) содержит термин «грамматика.


Что подразумевается под этим термином? (Грамматика – наука о грамматическом строе языка, включающая в себя морфологию и синтаксис )

Морфология– раздел грамматики, изучающий части речи и их формы.

Синтаксис– раздел грамматики, изучающий правила построения словосочетаний и предложений )

Роль грамматики в тексте? ( грамматика показывает, как думает человек; позволяет из слов строить связные предложения, которые передают мысли человека)


Итак, вспомните всё сказанное, прочитайте ещё раз суждение Степанова и на черновике напишите тезис сочинения, отразив собственную трактовку этого утверждения. ( Работа с черновиком 3 минуты).


Читают 3 человека свои варианты.


VI. Аргументы

В сочинении-рассуждении вы должны привести 2 аргумента, иллюстрирующих лексические и грамматические явления.

Обратимся к тексту.


1 группа найдёт в тексте лексические явления и определит их роль в тексте ( некоторые учащиеся работают с карточкой-консультантом) Примерные ответы:(в предложениях 12,43 слова одной тематической группы «сержант», « майор», которые помогают обозначить одну из микротем текста), (в предложении 24 автор использует фразеологизм «дал честное слово», чтобы придать речи образность и выразительность)

Второй аргумент должен проиллюстрировать грамматическое явление.


2 группа найдёт в тексте грамматические явления и определит их роль в тексте( Некоторые учащиеся работают с карточкой-консультантом) Примеры ответов :( Роль грамматики в речи можно проиллюстрировать на примере предложения 41, в котором используется обращение «товарищ сержант», показывающее того, к кому обращается герой ), ( В предложении 31 используется вводное слово «к счастью», чтобы показать положительное отношение говорящего к тому, о чём он говорит)

(Работа с черновиком 3 минуты).

Пользуйтесь таблицами.


Индивидуальная работа ( карточка).

составить схему и объяснить постановку знаков препинания в предложении 23

Объясните правописание слов: приложил, загорелись, вырастет


VII. Вывод


VIII. Д/з: Используя материалы черновика, таблиц, напишите сочинение-рассуждение. Обратите внимание на связку между частями сочинения и абзацное членение полученного текста. В сочинении должно быть не менее 3-х абзацев. Обязательно проверьте сочинение, соблюдая орфографические, грамматические и речевые нормы. В сочинении должно быть не менее 70 слов.


IX. Итог урока


Литература


1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика, текст, стили речи – М.: Просвещение, 2005. – 347 с.

2. Пахнова Т.М.Комплексная работа с текстом как путь подготовки к ГИА в 9 классе / /РЯШ –2010. – №1. – С.3–16.

3. Степанова Л.С.,Цыбулько И. П.Методическое письмо: об использовании результатов новой формы ГИА выпускников 9 класса 2009 года в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях.– М.:2009. –15с.

4. Цыбулько И.П. ГИА 2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов – М.: Национальное образование, 2011. – 80с.




Статья ранее была опубликована в сборнике ВГПУ «Филологические тетради», 2013, вып. 7.












Региональный

банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Загоровская О.В.

Русский язык в современной России: функционирование и особенности развития


Горячева С.С.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования УУД учащихся


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS