Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации


10.07.14

Цель урока: Подготовка учащихся к написанию сочинения на лингвистическую тему.

Задачи: 1. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; 2. Вырабатывать умение правильно понимать литературное произведение; 3. Развивать монологическую речь учащихся;4. Развивать творческие способности учащихся.

Коткова С.Б.,

учитель русского языка МОУ Аннинская СОШ № 3



От анализа текста – к сочинению

(из цикла уроков подготовки к ГИА)



Цель урока: Подготовка учащихся к написанию сочинения на лингвистическую тему.


Задачи:

1. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

2. Вырабатывать умение правильно понимать литературное произведение.

3. Развивать монологическую речь учащихся.

4. Развивать творческие способности учащихся.


Тип урока: практикум.


Ход урока


I. Сообщение темы и цели урока.


Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности.

К. Паустовский.

Язык-это история народа. Язык-это путь цивилизации и культуры ... Поэтому-то изучение и сбережение родного языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

А. Куприн.

Любовь к родному языку невозможна без умения вслушиваться, вдумываться в слово. Это умение надо развивать, чтобы красиво говорить, писать и понимать текст.

Посмотрите внимательно на эпиграфы к нашему уроку. Они не случайны. Сегодня на уроке мы не только будем объяснять орфографические и синтаксические понятия, но и учиться искусству чтения и понимания текста в его словесном единстве.



II. Знакомство с отрывком из книги советского композитора, педагога, общественного деятеля Дмитрия Кабалевского «Про трех китов и про многое другое»


(1)Приходилось ли вам когда-нибудь слышать, как человек рассказывает о чем-то быстро-быстро, ни одной остановки, ни одного знака препинания между словами и даже фразами, все как будто на одной ноте, ни повышений, ни понижений, ни сильных слов, ни слабых, так что никак не поймешь, где слова главные, а где второстепенные, где веселое, где грустное, — все одинаково, все без разбора, все подряд…

(2)Словом, как говорится, бубнит-бубнит, а понять ничего нельзя… (3)Случалось вам слышать такую речь?

(4)Вот попробуйте, прочитайте вслух, и как можно быстрее, на одном дыхании, на одной высоте — без повышений и понижений звука, без единой остановки — такое, например: «…только еще один раз сказал сверху женский голос который сейчас узнал князь Андрей да когда же ты спать будешь отвечал другой голос я не буду я не могу спать что ж мне делать ну последний раз два женские голоса запели какую-то музыкальную фразу составлявшую конец чего-то ах какая прелесть ну теперь спать и конец ты спи а я не могу отвечал первый голос приблизившийся к окну она видимо совсем высунулась в окно потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье все затихло и окаменело как и луна и ее свет и тени князь Андрей тоже боялся пошевелиться чтобы не выдать своего невольного присутствия Соня Соня…»

(5)Я уверен, что даже если бы вам и удалось прочитать это на одном дыхании, не запнувшись и не рассмеявшись, то ни один из ваших слушателей, а вернее, что и вы сами, ровным счетом ничего не поняли бы и решили, что я нарочно какую-то чепуху сам придумал.

(6)Так вот, это совсем не чепуха, а отрывок из «Войны и мира» Льва Толстого, из великой книги великого писателя, каждая строчка которой может служить образцом русского литературного языка.

(7)А теперь вспомните, как написан этот отрывок Толстым. (8)Прочитайте вслух:

(9) «— Только еще один раз, — сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей.

(10)— Да когда же ты спать будешь? — отвечал другой голос.

(11)— Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! (12)Ну, последний раз…

(13)Два женских голоса запели какую-то музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.

(14)— Ах, какая прелесть! (15)Ну, теперь спать, и конец.

(16)— Ты спи, а я не могу, — отвечал первый голос, приблизившийся к окну. (17)Она, видимо, совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. (18)Все затихло и окаменело, как и луна, и ее свет, и тени. (19)Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.

(20) — Соня! (21)Соня!..»

(22)Что же произошло? (23)Буквы остались те же, слова те же, а все стало совершенно другим. (24)Что же изменилось?

(25)Появились паузы между словами и фразами. (26)Появились знаки препинания. (27)Одни слова зазвучали сильнее, другие слабее, одни быстрее, другие медленнее. (28)Одни звуки стали звучать выше, другие ниже. (29)Появилось то, что мы и в музыке, и в обыкновенной человеческой речи называем интонацией. (30)А с появлением интонации бессмысленный набор звуков, слов превратился в осмысленную, содержательную человеческую речь!

(31)Может быть, когда-нибудь вы слышали историю о том, как осужденный на смертную казнь преступник подал королю прошение о помиловании и король сделал на прошении такую надпись: «Казнить не надо миловать!» (32)Стали судьи ломать себе голову — что же король имел в виду, как следует читать его решение: «Казнить, не надо миловать!» или: «Казнить не надо, миловать!» (33)Вот видите — от простой запятой, которую король забыл поставить, повисла на волоске жизнь человека. (34)Вот что такое интонация!



III. Выполните задания, которые помогут проверить глуби¬ну и точность восприятия исходного текста.


1. О чем говорится в этом тексте?

а) об историческом развитии языка

б) о различиях между устной и письменной речью

в) об одиночестве человека в дворянском обществе

г) о значении пунктуации в речи


2. Какой(-ие) тип(-ы) речи использует(-ют)ся в этом тексте?

а) рассуждение

б) описание и повествование

в) повествование

г) описание и рассуждение


3. Какую мысль доказывает пример «про смертный приговор»?

а) Жизнь человека зависит от пустяковой закорючки только там, где царят произвол и жестокое самовластье.

б) Неточная и безграмотная речь может стать причиной большой беды.

в) Двусмысленность в речи возникает вследствие неграмотного использования иноязычных слов.

г) В реальной жизненной практике человек вполне может обходиться без знания правил пунктуации.


4. Какова главная цель автора этого текста?

а) познакомить читателя с отрывком из произведения Л. Толстого «Война и мир»

б) доказать важность внимательного и бережного обращения с языком

в) дать краткий исторический очерк отдельных этапов развития языка

г) показать, что музыка более полно передает настроение


5. Что, по мнению автора текста, позволяет передать смысл устного текста?

а) знаки препинания

б) интонация и паузы

в) синонимами и омонимами

г) служебными словами и междометиями


6. Из 5-го абзаца выпишите слово, в котором буква И обозначает звук [Ы].

служить [служыт,]


7. Произведите словообразовательный разбор слова бессмысленный

Бессмысленный ←смысл (приставочно-суффиксальный)


8. Замените словосочетание женский голос, построенное на основе связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Женский голос – голос женщины


9. Из первых двух абзацев выпишите предложение, в котором есть вводное слово.

Словом, как говорится, бубнит-бубнит, а понять ничего нельзя…



IV. Работа над сочинением.


Для того, чтобы вам проще было писать сочинение дома, давайте заполним таблицу, она перед вами:


Автор: Д.Б. Кабалевский


Проблема: Значение пунктуации в речи


Позиция автора: Знаки препинания помогают правильно понять написанное, а верная интонация помогает понять устную речь


2 примера из текста: Во-первых, знаки препинания разделяют предложения в тексте (28 от 29), части сложного предложения (5), однородные члены (27), отделяют прямую речь от слов автора (16).

Во-вторых, они выделяют обособленные члены предложения (в 16 – обособленное определение, выраженное причастным оборотом), прямую речь (10). Например, выделение запятой вводного слова во 2-ом предложении подсказывает читателю, где необходима пауза, помогает прочитать предложение с правильной интонацией.


Стиль: рассуждение


Композиция сочинения.

При обдумывании построения сочинения стремитесь к тому, чтобы его композиция была стройной и завершенной. В работе должны быть логически связанные композиционные части, в том числе вступительная, основная и заключительная.

В соответствии с заданием в экзаменационной работе выделите два примера из прочитанного текста, которые являются иллюстрацией, раскрывающей его тему. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Композиционная соразмерность.

  • Вступление (1/3 всего объема работы)
  • Основная часть
  • Заключение (1/3 всего объема работы)



V. Итог урока. Рефлексия. Оцени свои знания!


Мне все было понятно, в моей работе нет ошибок.

Мне все было понятно, но в моей работе 1 -2 ошибки.

Я многое не понял (не поняла) и допустил (допустила) много ошибок.

Я ничего не понял (не поняла), у меня не было правильных ответов вообще.


Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужна пунктуация?».



Литература


1. Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык [Текст]. В 3 ч. Ч. 1.: Пособие-практикум для подготовки к единому государственному экзамену/Загоровская О.В. – 5-е изд., испр. – Воронеж: Научная книга, 2009. – 196 с.

2. Д.Б. Кабалевский. Про трех китов и про многое другое. - М., 1975.




Статья ранее была опубликована в сборнике ВГПУ «Филологические тетради», 2011, вып. 2.










Региональный

банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Загоровская О.В.

Русский язык в современной России: функционирование и особенности развития


Горячева С.С.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования УУД учащихся


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS