Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации


08.07.14

Цель: подготовка к итоговой аттестации.

Задачи: 1) формировать умение работать над сочинением на лингвистическую тему; 2) воспитывать уважение к истории.

Оборудование: распечатанный отрывок повести В. П. Некрасова, мультимедийное оборудование, портрет В. Некрасова 

Часовских М.М.,

учитель русского языка и литературы МОУ Нащёкинская СОШ

Аннинского района Воронежской области



Особенности работы над сочинением

на лингвистическую тему

(урок русского языка в 9 классе)


Цель: подготовка к итоговой аттестации.


Задачи: 1) формировать умение работать над сочинением на лингвистическую тему; 2) воспитывать уважение к истории.


Оборудование: распечатанный отрывок повести В. П. Некрасова, мультимедийное оборудование, портрет В. Некрасова


Ход урока


1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока. 


2. Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами поработаем над сочинением-рассуждением: «Зачем нужно многоточие?» На примере фрагмента повести В.П. Некрасова мы понаблюдаем за функциями многоточия. 


3. Сообщение учащегося о В. Некрасове. Виктор Платонович Некрасов родился в 1911 году. Он окончил архитектурный институт и актёрскую студию. С 1941 по 1944год был на фронте, участвовал в Сталинградской битве. После войны стал писать рассказы, повести, путевые заметки «Случай на Мамаевом кургане», «В окопах Сталинграда», «Первое знакомство» и другие. По произведениям В. Некрасова сняты кинофильмы. Умер писатель в 1987 году в городе Париже.


4. Чтение отрывка из повести В. Некрасова.

(1)Сколько раз на фронте я мечтал о таких минутах, когда вокруг ничто не стреляет, не рвётся. (2)И сидишь ты на диване, слушаешь музыку, и рядом с тобой хорошенькая девушка. (3)И вот я сижу сейчас на диване, слушаю музыку… (4)И почему-то мне неприятно. (5)Почему? (6)Не знаю. (7)А только с того момента, как мы ушли из Оскола, как отступаем всё дальше, у меня на душе какой-то противный осадок… (8)Вечером мы бродим с Люсей по набережной. (9)Небо красное, зловещее. (10)Облака точно густой, чёрный дым. (11)Волга от ветра шершавая, без всякого блеска. (12)И плоты, плоты без конца, а ещё обмотанные маскировочной зеленью буксиры. (13)Мы идём рука об руку, иногда останавливаемся около каменного парапета, облокачиваемся на него, чтобы посмотреть вдаль. (14)И Люся что-то говорит, кажется о Блоке и Есенине, спрашивает меня что-то, и я что-то отвечаю. (15)И почему-то мне не по себе, и я не хочу говорить ни о Блоке, ни о Есенине. (16)Всё это когда-то интересовало меня, а сейчас отошло далеко, далеко… (17)Архитектура, живопись, литература… (18)Я за время войны ни одной книжки не прочёл. (19)И не хочется. (20)Не тянет. (21)Всё это потом, потом… (22)А завтра опять будет этот резерв, по двадцать раз разбирай и собирай пулемёт Дегтярёва. (23)И послезавтра, и послепослезавтра. (24)И опять майор будет говорить нам, что надо ждать, что, когда прикажут, тогда и отправят нас на фронт…


5. Беседа. Итак, в конце урока мы должны ответить на вопрос: с какой целью употреблены в тексте многоточия? Что будет тезисом сочинения? (Письменная речь без знаков препинания трудна для понимания. Многоточие как знак препинания впервые отмечен в грамматике А. Х. Востокова в 1831 году). Какие функции выполняет многоточие? (Разделительную). Приведите из текста пример, иллюстрирующий эту функцию. (Это повествовательные предложения 16,17). Это будет первый аргумент нашего сочинения. Назовите ещё одну функцию многоточия. (Оно является знаком эмоционального напряжения). В каком предложении текста рассказчик испытывает чувство горечи по поводу отступления войск и вынужденного собственного бездействия? (В 7 предложении). Это второй аргумент. Прочтите последнее предложение отрывка. Чего здесь добивается автор, используя многоточие? (Он указывает на незаконченность высказывания). Это ещё одна функция многоточия и аргумент для сочинения. Делаем вывод. (Многоточие помогает автору глубоко передавать смысловое и эмоциональное содержание текста).


6. Написание сочинения-рассуждения.

Письменная речь без знаков препинания очень трудна для понимания. Среди множества знаков есть многоточие, впервые отмеченное в грамматике А.Х.Востокова в 1831 году. Многоточие – знак препинания, без которого на письме обойтись невозможно. В этом можно легко убедиться на примере текста В. П. Некрасова.

Во-первых, многоточие выполняет разделительную функцию в повествовательных предложениях. Например, в (16) и (17) предложениях текста события разделены как будто длительным промежутком времени.

Во-вторых, многоточие является знаком эмоционального напряжения. Так, в предложении (7) автор испытывает чувство горечи по поводу отступления войск и вынужденного собственного бездействия в данный момент.

Кроме того, в последнем (24) предложении многоточие употреблено автором для обозначения безысходности ситуации, то есть подчёркивается неисчерпаемость передаваемого содержания.

Таким образом, многоточие – очень важный в письменной речи знак препинания, который помогает автору полно и глубоко передавать смысловое и эмоциональное содержание текста. Поэтому без него обойтись нельзя.


7. Итог урока.




Статья ранее была опубликована в сборнике ВГПУ «Филологические тетради», 2011, вып. 2.











Региональный

банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Загоровская О.В.

Русский язык в современной России: функционирование и особенности развития


Горячева С.С.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования УУД учащихся


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS