
|
Загоровская
Ольга Владимировна,
доктор
филологических наук,
профессор
кафедры русского языка,
современной русской
и зарубежной литературы ВГПУ,
e-mail: olzagor@yandex.ru
|
|
|

|
Григоренко Ольга Владимировна,
кандидат
филологических наук,
доцент
кафедры русского языка,
современной русской
и зарубежной литературы ВГПУ,
e-mail: az_buka@rambler.ru
|
Дидактические материалы
для промежуточной аттестации
учащихся
9 и 11 классов
Промежуточная
аттестация учащихся в школе, в отличие от итоговой, предполагает формирование
специфических целей, позволяющих учитывать особенности образовательных программ
отдельного учебного заведения, особенности состава учащихся и уровня их знаний
и т.д. Важной задачей промежуточной аттестации по русскому языку учащихся 9 и
11 классов является оценка эффективности подготовки к итоговой аттестации,
диагностика уровня освоения (неусвоения) учебного материала, определение
степени подготовки к выполнению тестовых заданий ГИА и ЕГЭ.
Промежуточная
аттестация может проводиться в различных формах (контрольные работы, изложение
с дополнительным заданием, сочинение, защита рефератов, подготовка устных
сообщений, тестирование и др.).
Так, в случае
использования тестирования как формы промежуточной аттестации необходимо, на
наш взгляд, сочетать задания разных типов: а) аналогичные экзаменационным; б)
не соответствующие экзаменационным.
В качестве вариантов
подобных тестов можно использоваться следующие задания.
9
КЛАСС
1.
В каком слове букв
больше, чем звуков?
1) коньки
|
2) поющий
|
3) подъезд
|
4) еда
|
2.
В каком слове
ударение падает на первый слог?
1) завидно
|
2) шофер
|
3) туфля
|
4) щавель
|
3.
В каком слове нет приставки?
1) подмога
|
2) подобный
|
3) подолгу
|
4) подбежать
|
4. С помощью какого способа словообразования
образовано словоПОДРУЖИТЬСЯ?
1) приставочный
|
3)
приставочно-суффиксальный
|
2) суффиксальный
|
4) сложение
|
5.
В каком значении употреблено слово ПАМЯТНИК в следующем контексте?
Если человек равнодушен к памятникам истории
своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране.
1) объект, составляющий часть культурного наследия
страны, народа
|
2) сооружение на могиле из гранита, мрамора и т.п. в
память умершего; надгробие
|
3) художественное произведение
|
4) скульптурное сооружение в память какого-либо лица,
события
|
6. Какое слово следует употребить на месте
пропуска в следующем предложении?
Водолазы … специальные водонепроницаемые
костюмы.
7.
Какой частью речи является выделенное слово?
Поразительная красота этого растения никого
не оставляет равнодушным.
1) существительное
|
2) прилагательное
|
3) местоимение
|
4) наречие
|
8.
В каком примере допущена ошибка в определении морфологических признаков
слова?
1) перекусить – глагол совершенного вида
в форме инфинитива
|
2) выучит – глагол в форме будущего
времени 3 лица
|
3) утроить – глагол совершенного вида в
форме инфинитива
|
4) выспится – глагол в форме настоящего
времени 3 лица
|
9. Укажите пример с
ошибкой в образовании формы слова.
1) пара туфель
|
3) опытные доктора
|
2) несколько полотенец
|
4) около пятиста километров
|
10.
В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1)
неук…снительный, прик…саться
|
2)
возг…рание, р…стительный
|
3)
соприк…сновение, притв…ряться
|
4)
предл…жение, оз…ренный
|
11. В каком ряду в обоих словах
на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1)
д…горать, р…зубедить
|
2)
от…рванный, в…спламениться
|
3)
з…думчивый, п…дбежать
|
4)
п…черпнутый, р…ссудительный
|
12.
В каком случае в слове пишется буква А (Я)?
1) они бор…тся без
правил
|
3) дома стро…тся
|
2) травы колыш…тся
|
4) они бре…тся
|
13.
В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) Он был (не)просто
смелым, а отчаянно храбрым человеком.
|
2) Письмо было (не)распечатано.
|
3) Прекрасен лебедь, когда (не)возмутимо плывет он по зеркальной глади воды.
|
4) Эта статья о творчестве режиссера (не)печаталась
ранее..
|
14. В каком словосочетании
вид связи – согласование?
1) уездный город
|
3) избушка лесника
|
2) альбом для рисования
|
4) увидел ребят
|
15. Какое предложение является нераспространенным?
1) Прекрасно было ее бледное лицо.
|
2) Осень пришла сырая и дождливая.
|
3) Кругом было тихо.
|
4) Все происшествия были так неожиданны.
|
16. В каком варианте ответа правильно указаны и
объяснены все запятые?
Рыба (1) раньше (2) хорошо бравшая приманку (3) перестала
клевать.
1) 1, 3– выделяется
причастный оборот
|
2) 1, 3– выделяется
деепричастный оборот
|
3) 2, 3 – выделяется
причастный оборот
|
4) 2, 3 – выделяется
деепричастный оборот
|
17. В каком предложении на
месте пропуска ставится запятая?
1) Из комнаты
послышался звонкий__детский смех.
|
2) Уже проснулись
растения__и птицы, и насекомые
|
3) Вечерами он__или
рассказывал нам сказки, или играл с нами
|
4) Ехать надо было на
собаках или на оленях.
|
18. Какой тип придаточного предложения
используется в следующем предложении?
Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
1) придаточное
изъяснительное (дополнительное)
|
2) придаточное
определительное
|
3) придаточное времени
|
4) придаточное цели
|
19. В каком варианте ответа правильно
указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На конкурсе
музыканты должны были играть (1) фортепьянную пьесу Прокофьева (2) последняя
часть (3) которой (4) считается очень трудной для исполнения.
1) 1, 2, 4
|
2) 2
|
3) 2, 3
|
4) 2, 4
|
20. В каком варианте ответа правильно
указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Лицо матери после выяснения всех обстоятельств своевольной
выходки детей стало строгим, даже как-то осунулось (1) и последовал суровый и
умелый выговор (2) который им пришлось выслушать (3) и который слышали все домашние.
1) 1, 2
|
2) 1, 2, 3, 4
|
3) 1, 3, 4
|
4) 2, 4
|
11 класс
Часть 1
1. В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?
1) цЕмент
|
2) манЁвры
|
3) квАртал
|
4) грАжданство
|
2. В каком ряду во всех
словах пропущена одна и та же буква?
1) отр…cль, сокр..щать, р…скошный
|
2) предст…влять, предназн..чение, дек…рация
|
3) ра…ширять, …жалиться (над кем), ни...провергать
|
4) пр…поднять, пр…поднести, пр…мерка
|
3. В
каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется НН?
1)
забронирова…ый номер, рифмова…ые строки, короткая
моще…ая дорога
|
2)
разочарова…ый посетитель, договоры заключе…ы, аккумуляторы заряже…ы
|
3)
проштампова…ое письмо, жаре…ая колбаса, грядки ухоже…ы
|
4)
фальсифицирова…ый товар, цивилизова…ое общество, разлинова…ая
бумага
|
4. В каком предложении оба выделенных слова
пишутся слитно?
1) Мы решили идти (ПО)ЭТОМУ маршруту, ПО(ТОМУ) что
тут были очень красивые места.
|
2) ЧТО(БЫ) вырастить красивый цветник, нужно много потрудиться,
ЗА(ТО) сколько удовольствия вы сможете получить!
|
3) Я (С)РАЗУ обратил внимание на человека, у
которого было ТО(ЖЕ) холодное выражение лица, которое бывает у людей, сосредоточенных на своих переживаниях.
|
4) Мы долго шли пешком, (ЗА)ТЕМ сели на велосипеды и
поехали (НА)ВСТРЕЧУ с ребятами из соседнего двора.
|
5. Укажите правильное объяснение пунктуации в
предложении:
Сердце у крошечных колибри относительно их веса
огромное ___ и бьется невероятно быстро.
1) Простое предложение с однородными членами, перед
союзом И запятая не нужна.
|
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И
запятая не нужна.
|
3) Простое предложение с однородными членами, перед
союзом И нужна запятая.
|
4) Сложносочиненное предложение, перед союзом И
нужна запятая.
|
6. В каком варианте ответа правильно указаны все
цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Речевое поведение человека – сложное явление (1)
связанное с особенностями (2) воспитания, обучения и среды. Человек (3) общаясь
(4) развивается как личность.
1) 1, 3, 4
|
2) 1, 2
|
3) 3, 4
|
4) 2, 3, 4
|
7. В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Когда художник жил в Крыму (1) он все
свое время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала
к прогулкам (4) он часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих
одна за другою волн.
1) 1, 2, 3, 4
|
2) 2
|
3) 1, 3
|
4) 1, 3, 4
|
8.
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Стараясь убедить
читателей,
1) автор иногда бывает слишком прямолинеен.
|
2) многое зависит от того, какие примеры вы
приводите.
|
3) автору не всегда это удается.
|
4) часто достигается обратный результат.
|
9. В каком предложении нет грамматической
ошибки (нет нарушения синтаксической нормы)?
1) Учителя обратили внимание на проблемы начального
образования.
|
2) В поселке интересовались и верили всему
необычному.
|
3) Будучи в Москве, я очень скучал за Таганрогом.
|
4) В журнале «Образовании» появились новые материалы
о ЕГЭ.
|
10. В каком предложении придаточную часть
сложноподчиненного предложения нельзя заменить деепричастным оборотом?
1) Когда Чичиков прислушался, то узнал много
подробностей, относившихся лично к нему.
|
2) Радиолюбители собрали сложный приемник, после
того как тщательно изучили его схему.
|
3) Когда мы спустились в ущелье, то увидели красивое
озеро.
|
4) Чтобы встать пораньше, мы завели будильник.
|
Часть 2
Прочитайте текст
и выполните задания №№ 11 – 20.
(1)
Человек осуществляет себя и утверждает делом. (2) Поэтому выбор дела – это
выбор судьбы. (3) Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании,
которое выражается в одном: работать, работать, работать. (4) Ибо никто не
сделает за тебя того, что должен сделать ты сам.
(5) С
младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно. (6) Не живите
ожиданием благ от других, а делайте все, что в ваших силах. (7) В противном
случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий
древо жизни.
(8) Работа имеет высший
смысл – это путь по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить
себя в жизни. (9) Это и путь самосовершенствования, ведь человек начинается
именно с его отношения к труду (По Ю.В. Бондареву).
|
11. Какое утверждение не соответствует
содержанию текста?
1) Труд есть основа осмысленной жизни человека.
|
2) Труд есть основа величия человека.
|
3) Труд есть основа богатства и материального
благополучия человека.
|
4) Труд составляет высший смысл человеческой жизни.
|
12. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в
данном тексте?
1) повествование
|
2) рассуждение и описание
|
3) рассуждение и повествование
|
4) рассуждение
|
13. Укажите значение слова ПРИЗВАНИЕ в предложении 3.
1) склонность к тому или иному делу, к профессии.
|
2) назначение человека
|
3) большой интерес, влечение к чему-либо
|
4) то, к чему призывают
|
14. Укажите правильную морфологическую
характеристику слова ДОЛЖЕН из четвертого (4) предложения текста.
1) действительное причастие
|
2) страдательное причастие
|
3) краткое прилагательное
|
4) деепричастие совершенного вида
|
15.Какое средство языковой выразительности используется
в предложениях 5, 6, 7?
1) литота
|
2) градация
|
3) гипербола
|
4) метафора
|
16. Укажите способ
образования слова ОЖИДАНИЕМ (предложение 6).
17. Из предложений 5 – 6
выпишите СОЧИНИТЕЛЬНЫЙ (-Е) СОЮЗ(-Ы).
18.
Из предложений 6 – 7 выпишите словосочетание с подчинительной связью
ПРИМЫКАНИЕ.
19. Найдите в тексте
сложноподчиненное предложение, одна из частей которого является односоставным
безличным предложением. Напишите его номер.
20. Найдите в тексте
простое предложение с обособленным распространенным согласованным определением,
выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
Ответы
9 класс:
1
-2;
2
– 3;
3
– 2;
4
– 3;
5
– 1;
6
– 2;
7
– 3;
8
– 4;
9
– 4;
10
– 3;
11
– 2;
12
– 3;
13
– 3;
14
– 1;
15
– 2;
16
– 1;
17
– 2;
18
– 3;
19
– 2;
20
-1.
|
11 класс:
1
– 2;
2
– 3;
3
– 4;
4
– 2;
5
– 1;
6
– 1;
7
– 1;
8
-1;
9
– 2;
10
– 4;
11
– 3;
12
– 4;
13
– 2;
14
– 3;
15
– 4;
16
– суффиксальный;
17
– а;
18
– бессмысленно обвивающий;
19
– 5;
20
– 7.
|
Статья ранее была опубликована в сборнике ВГПУ «Филологические тетради», 2012, вып. 5.