Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации


06.08.14

Анализ экзаменационных работ показывает, что в заданиях, нацеленных на проверку знаний по орфографии, ошибки встречаются довольно часто. Например, в тестах есть задание, в котором надо различать безударные гласные проверяемые, непроверяемые и чередующиеся о-а, е-и в корнях слов. Для того чтобы дать правильный ответ, нужно вначале посмотреть, чередующий этот гласный или нет, затем попробовать подобрать проверочное слово. Если нельзя проверить, значит, перед нами непроверяемый гласный, то есть словарное слово. Очень важно также хорошо ориентироваться в разрядах корней с чередованием и знать исключения из правила. Определённую трудность у учащихся вызывает правописание приставок. Поэтому школьники должны чётко разграничивать неизменяемые (пишутся одинаково независимо от произношения) и изменяемые (приставки на з-с, пре-при, раз-роз, рас-рос).

Семёнова Лариса Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей № 2» г. Воронежа



Предупреждение типичных ошибок

при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку



Для успешной сдачи Единого государственного экзамена по русскому языку старшеклассникам нужно иметь твёрдые знания по всем разделам курса русского языка. Поэтому задача учителя-словесника заключается в том, чтобы, во-первых, помочь учащимся систематизировать все имеющиеся у них знания по предмету, а во-вторых, сформировать умения и навыки, необходимые для выполнения тестовых заданий. Однако наиболее важным этапом в работе учителя, на мой взгляд, является практическая помощь учащимся по устранению и предупреждению наиболее типичных ошибок, допускаемых выпускниками при сдаче ЕГЭ.


Анализ экзаменационных работ показывает, что в заданиях, нацеленных на проверку знаний по орфографии, ошибки встречаются довольно часто. Например, в тестах есть задание, в котором надо различать безударные гласные проверяемые, непроверяемые и чередующиеся о-а, е-и в корнях слов. Для того чтобы дать правильный ответ, нужно вначале посмотреть, чередующий этот гласный или нет, затем попробовать подобрать проверочное слово. Если нельзя проверить, значит, перед нами непроверяемый гласный, то есть словарное слово. Очень важно также хорошо ориентироваться в разрядах корней с чередованием и знать исключения из правила.


Определённую трудность у учащихся вызывает правописание приставок. Поэтому школьники должны чётко разграничивать неизменяемые (пишутся одинаково независимо от произношения) и изменяемые (приставки на з-с, пре-при, раз-роз, рас-рос).


Правило правописания безударных личных окончаний глаголов простое только на первый взгляд, ведь оно требует не только знание теории, но и определённых навыков в определении спряжения. Кроме того необходимо обратить внимание школьников на примечания к данному правилу:


1. Приставка -вы- перетягивает ударение на себя. Следовательно, чтобы не ошибиться в написании глаголов с этой приставкой, следует сначала её отбросить и только потом решать, к какому спряжению принадлежит данный глагол.

Высп…тся – спит (окончание ударное, II спряжение, пишем –и-). Выль…тся – льётся (окончание ударное, I спряжение, пишем –е-).


2. В глаголах-исключениях при определении спряжения не учитываются приставки.


3. Суффикс –ся- в возвратных глаголах при определении спряжения роли не играет.

Учащиеся часто путают правописание гласных в суффиксах глаголов прошедшего времени (перед суффиксом л-), причастий (перед суффиксом вш-) и деепричастий (перед суффиксами в-, вши-), применяя ко всем случаям правописание в зависимости от спряжения. Чтобы избежать ошибок при выполнении данного задания, школьники должны научиться применять на практике следующие знания:

1) Зависимость от спряжения касается только личных окончаний глагола и суффиксов причастий настоящего времени.

2) В глаголах прошедшего времени, в причастиях прошедшего времени и в деепричастиях важную роль играет суффикс основы инфинитива, так как гласная основы сохраняется во всех глагольных формах, кроме страдательных причастий, образованных от глаголов на –ить.


Следует также различать написание причастий, образующих пары в зависимости от контекста:

выкачанная (выкачать) нефть – выкаченная (выкатить) из подвала бочка; пристрелянное (пристрелять) оружие – пристреленный (пристрелить) волк.


Правописание Н-НН в прилагательных и причастиях вызывает трудности у большинства учащихся. А большое количество ошибок связано с тем, они не умеют систематизировать свои знания и поэтапно применять их при выполнении задания. Для предупреждения возможных ошибок можно предложить алгоритм действий:


1. Определить, к какой части речи принадлежит слово (отымённое или отглагольное прилагательное, полное страдательное причастие, наречие на –о – е, существительное с суффиксом ость-).

2. Провести его словообразовательный анализ.

3. Посмотреть, не относится ли оно к группе слов, написание которых не регулируется правилами (нн: священный, нечаянный, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, желанный; н: смышлёный, названый брат, кованый, жёваный).


Одна из самых трудных тем – слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи, поэтому лучше всего запоминать её по блокам:

1. Слитно пишутся существительные, прилагательные, глаголы и образованные от них причастия и деепричастия, которые без НЕ не употребляются (невежа, неряшливый, ненавидящий, негодуя).

2. Всегда раздельно пишутся (кроме приведённых примеров):

глаголы (не видел, не знал, не делает, не решает); деепричастия (не глядя, не выполнив, не изучив); числительные (не два, не пятый, не двадцать шестой); местоимения (не твой, не он), кроме отрицательных и неопределённых без предлога; прилагательные и наречия в сравнительной степени (не лучше, не хуже, не выше); слова категории состояния (не больно, не жаль); краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие в полной форме иное значение (не рад, не готов, не должен, не намерен, не склонен, не обязан).

3.Слитно или раздельно пишутся части речи:

существительные, прилагательные (качественные) и наречия на о-е по одному правилу; причастия; отрицательные местоимения и наречия.


Затруднения у школьников вызывает задание, в котором нужно определить, в каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно или раздельно. Решить данную задачу помогут следующие правила:

1. Слитное и раздельное написание наречий, производных предлогов и омонимичных частей речи определяется контекстом.

Зачем ты обидел ребёнка? (Зачем- с какой целью? Это наречие); За чем пойдёшь, то и найдёшь. (За чем, то есть за каким предметом? Следовательно, это предлог с местоимением).

2. Чтобы различить написание союзов тоже, также, зато, чтобы и омонимичных частей речи, необходимо не только провести грамматико-орфографического анализ слов, но и учесть общий смысл предложения. Этому помогут следующие мыслительные действия:

1. Союзы можно заменить другими союзами (например, союз чтобы – союзом для того чтобы);

2. Служебные части речи можно опустить или переместить в другое место;

3. Предлог употребляется с существительным или местоимением. (Навстречу нам бежал пёс).


Тесты ЕГЭ включают задания по синтаксису и пунктуации, которые проверяют теоретическую и практическую подготовку выпускников по данным разделам русского языка.

Ошибки обычно связаны с неумением точно определить состав грамматической основы: дополнение нередко принимается за подлежащее, а в сказуемое не включается именная часть. Чтобы правильно выполнить подобное задание, необходимо знать способы выражения подлежащего и типы сказуемых.


Обращение зачастую принимают за подлежащее. Избежать этого поможет правило: подлежащее согласуется со сказуемым, то есть требует определённой формы глагола. Например: Стремись к успеху, выпускник! Сравним: Выпускник (что делает?) стремится к успеху.


Для того чтобы не допустить ошибку при определении вводных слов и словосочетаний, учащимся надо знать, что

1) данные конструкции можно заменить другими вводными словами;

2) вводные слова можно убрать из предложения или переместить в другое место;

3) некоторые слова всегда бывают вводными (например, конечно, мол, пожалуйста, пожалуй, наверное, дескать, во-первых, во-вторых и т.д.), другие – никогда;

4) вводные слова не являются членами предложения, омонимичные – всегда – члены предложения, так как к ним можно задать вопрос и нельзя провести вышеперечисленные приёмы.


При подготовке школьников к экзамену следует обратить их внимание на задания, проверяющие пунктуационные умения и навыки:

1. Обособление определений, приложений.

При обособлении определения важную роль играют условия: а) место этого члена предложения по отношению к определяемому слову; б) обособляются независимо от местоположения любые, в том числе и одиночные, определения, если относятся к личному местоимению.

2. Обособление обстоятельств.

Обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием или деепричастным оборотом, обособляются всегда, однако есть исключения из данного пунктуационного правила. Кроме того, следует помнить, что обособленные обстоятельства не начинаются с союзов. Следовательно, союзы связывают либо однородные члены, либо простые предложения в составе сложного. Поэтому прежде чем расставить знаки препинания, необходимо анализировать предложение.


Подобная работа на уроках русского языка ориентирована как на подготовку школьников к экзамену, так и на формирование способности выявлять проблему и находить способы её решения.



Литература


Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения: Учебное пособие / Н.С.Валгина, В.Н.Светлышева. – М.: Неолит,2000.-414с.

Завражнова Н.П. Русский язык. 10-11 классы: тесты и тренинговые задания/ Н.П.Завражнова. – В.: Учитель, 2008.- 220с.

Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы /Д.Э.Розенталь. –М.: Высшая школа, 1994.-222 с.





Статья ранее была опубликована в сборнике ВГПУ «Филологические тетради», 2013, вып. 8.



 

Подпишитесь 
на наши новости





Региональный

банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Загоровская О.В.

Русский язык в современной России: функционирование и особенности развития


Горячева С.С.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования УУД учащихся


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS