Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации


08.07.14

Данный урок-практикум проводится в контексте блока уроков повторения и обобщения учебного материала в 4-й четверти и направлен на реализацию следующих целей и задач: развитие представлений о средствах выразительности русского языка, отработка практических навыков в определении тропов и фигур речи на материале художественного текста; развитие устной речи учащихся; развитие эстетического восприятия художественного текста; подготовка к ЕГЭ по русскому языку.


Шпакова Вита Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 78 г. Воронежа



Конспект урока русского языка в 11 классе

по теме «Выразительные средства языка в комплексном анализе текста»



Пояснительная записка. Данный урок-практикум проводится в контексте блока уроков повторения и обобщения учебного материала в 4-й четверти и направлен на реализацию следующих целей и задач: развитие представлений о средствах выразительности русского языка, отработка практических навыков в определении тропов и фигур речи на материале художественного текста; развитие устной речи учащихся; развитие эстетического восприятия художественного текста; подготовка к ЕГЭ по русскому языку.


Урок-практикум состоит из 3 основных этапов. Первый из них ориентирован на повторение норм синтаксиса русского языка и отработку соответствующих навыков, построен в форме тестов по модели части А ЕГЭ по русскому языку. Второй этап предполагает самостоятельную работу учащихся с учебными пособиями, цель которой – актуализация теоретических сведений по данной теме. Заключительный этап урока – комплексный анализ художественного текста с элементами заданий по модели части В ЕГЭ по русскому языку.


Для работы используются учебник Гольцовой, Шамшина «Русский язык. 10-11 классы» и УМК по русскому языку О. В. Загоровской и О. В. Григоренко.


Оборудование: ИКТ (интерактивная доска) при их наличии или материалы в распечатанном виде.


Осуществление межпредметных связей: литература ( роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»); музыка, кинематография ( художественный фильм «Мастер и Маргарита» ). Все этапы работы отражены на интерактивной доске.


Ход работы


I Проверка домашнего задания к уроку по теме «Синтаксические нормы языка».


Решение тестов (текст задания вынесен на ИАД.


1.Найдите предложения, в которых нужно расставить запятые.

А) Тронутый участием Виталия Евгений робко напомнил о готовой модели самолета.

Б) В большом темноватом сарае были врыты в землю огромные чаны.

В) Словом Матвея терзали сомнения.

Г) Одни только звезды как будто радовались первому морозу.

Д) К счастью поезд пришел вовремя.


2. Найдите предложения, в которых набранные курсивом слова должны быть выделены запятыми.

А) Смотри как роща зеленеет.

Б) Сосновый лес как золотой орган.

В) Море в далекие годы пело мне песни как мать.

Г) Глаза у нее были чуткие как дым.

Д) Для меня ты как солнце весной.


3.Найдите предложения, в которых на месте прочерка ставится двоеточие.

А) А просьба моя состоит в следующем_ берегите нашу маму.

Б) Как путь далек_ как этот мир велик!

В) По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки_ отцветает черемуха.

Г) Деревья гибнут_ лес не умирает.

Д) Влага под землю весной просочится_ выше поднимется в поле пшеница.


4. Найдите предложения, в которых на месте прочерка ставится тире.

А) На столе_ раскрытый томик вам подаренных стихов.

Б) Шапочка ее сбилась набок_ в кудрях вились звуки мазурки.

В) Увидишь ее, узнаешь ее_ махни платком.

Г) Четвертый час_ надо торопиться к обеду.

Д) Я гляжу_ на этом свете честный труд не пропадет.


II. 1. Определение целей урока: практика целостного восприятия художественного текста, продолжение работы по изучению средств языковой выразительности, определение их роли в тексте.

Выразительные средства языка разделяются на специальные (тропы и фигуры) и неспециальные (синонимы, омонимы, антонимы, фразеологизмы, лексика ограниченного употребления и стилистически окрашенная лексика).

Предварительная беседа по теме.

- Что такое тропы ?

- Что такое фигуры речи?

- Назовите известные вам тропы и фигуры, объясните их сущность.


2. Терминология урока (список вынесен на ИАД): гипербола, инверсия, литота, метафора, риторический вопрос, риторическое восклицание, сравнение, эпитет. Работа с учебником. Дайте определение терминам, приведите примеры.


3. Работа с текстом (вынесен на ИАД).

1. Маргарита тихонько положила молоток на подоконник и, ни минуты не помедлив, вылетела из окна. 2. Возле дома была никогда не виданная в этом районе Москвы кутерьма: по асфальтированному тротуару, усеянному битым стеклом, бегали и что-то выкрикивали люди, мелькали милиционеры, с Арбата въезжали красные пожарные машины с лестницами.

3. Но дальнейшее уже не интересовало Маргариту, и, прицелившись, чтоб не задеть за какой-нибудь провод, она покрепче сжала щетку и в одно мгновение оказалась выше злополучного дома. 4. Переулок под нею покосился набок и провалился вниз, а вместо него одного под ногами у Маргариты возникло скопище крыш, под углами перерезанное сверкающими дорожками. 5. Все оно неожиданно поехало в сторону, и цепочки огней разъехались в стороны, смазались и слились.

6. Маргарита сделала еще один рывок, и тогда все скопище крыш провалилось сквозь землю, а вместо него появилось внизу озеро дрожащих электрических огней, и это озеро внезапно поднялось вертикально, затем появилось над головой у Маргариты, а под ногами блеснула луна. 7. Поняв, что она перевернулась, Маргарита приняла нормальное положение и, обернувшись, увидела, что и озера уже нет, а там, сзади, осталось только розовое зарево на горизонте. 8. И оно исчезло через секунду, и Маргарита увидела, что она наедине с летящей над нею и слева луною. 9. По тому, как внизу два ряда редких огней слились в две непрерывные огненные черты, и по тому, как быстро они пропали сзади, Маргарита догадалась, что она летит с чудовищной скоростью, и поразилась тому, что она не задыхается. 10. По прошествии нескольких секунд далеко внизу, в полной черноте, вспыхнуло новое озеро электрического света и подвалилось под ноги летящей, но оно тут же завертелось винтом и провалилось в землю. 11. Еще несколько секунд – такое же точно явление. 12. «Города! Города!» - прокричала Маргарита. 13. После этого раза два или три она видела под собою тускло отсвечивающие какие-то сабли, лежащие в открытых черных футлярах, и сообразила, что это реки.


Задания в рамках анализа текста.


1. Работа в группах.

В предложении 1 найти: 1 группа – слова, образованные при помощи приставки (вылетела); 2 группа – слова, образованные при помощи суффикса (тихонько, молоток); 3 группа – слова, образованные при помощи приставки и суффикса (подоконник).

В предложении 3 найти все словосочетания со связью: 1 группа – согласование (какой-нибудь провод, злополучного дома); 2 группа – управление (не интересовало Маргариту, не задеть за провод, сжала щетку, оказалась выше дома); 3 группа – примыкание (уже не интересовало; сжала, прицелившись; сжала покрепче, оказалась в одно мгновение).

В предложении 2 найти: 1 группа – согласованное распространенное обособленное определение; 2 группа – согласованное распространенное необособленное определение. (Вариант задания : в предложениях 1 – 5 найти предложение с обособленным и необособленным согласованным распространенным определением). В предложении 3 найти производный предлог, произведенный от наречия в сравнительной степени (наречного происхождения) (выше).

В предложениях 3 – 7 найти сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным цели (3).


2. Определите стилистическую принадлежность текста. Тип текста. (Описание, повествование; стиль художественной литературы. Отрывок из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)


3. Найдите основные образы фрагмента. (Маргарита, ночная Москва, образы природы…)


4. Попробуйте определить авторский замысел (обмен мнениями).


5. Практика художественного чтения (несколько учащихся выразительно читают текст, возможно музыкальное оформление).


6. Самостоятельная работа по модели задания В-8 ЕГЭ (вынесено на ИАД).

- Определите лексическое средство выразительности в предложении 3 («злополучного дома»). – 1.

- В предложениях 4, 5, 6 найдите троп, при помощи которого автор усиливает образную картину ночного города. – 3.

- Найдите синтаксический прием, помогающий изобразить быструю смену действий в предложении 10. – 8.

- В предложении 12 найдите фигуру речи, характеризующую эмоциональное состояние героини. – 7.

- Определите средство выразительности в предл. 9 («с чудовищной скоростью»). – 6.


Список терминов:

1. Эпитет.

2. Фразеологизмы.

3. Метафоры.

4. Риторический вопрос.

5. Сравнение.

6. Гипербола.

7. Риторическое восклицание.

8. Ряды однородных членов.

9. Литота.

10. Инверсия.


4. Подведение итогов работы, комментарии. Просмотр фрагмента из художественного фильма «Мастер и Маргарита», в котором изображен данный эпизод.


III. Выводы урока


Как средства выразительности языка и речи помогают осуществлять авторский замысел на примере выбранного текста? Как рождается художественный текст? Как, по-вашему, возможна ли передача всех особенностей текста в художественной экранизации?


Домашнее задание дается в соответствии с планированием по программе.





Статья ранее была опубликована в сборнике ВГПУ «Филологические тетради», 2011, вып. 2.





 

Подпишитесь 
на наши новости





Региональный

банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Загоровская О.В.

Русский язык в современной России: функционирование и особенности развития


Горячева С.С.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования УУД учащихся


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS