Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Методическая копилка: публикации


05.05.14

Промежуточная аттестация учащихся в школе, в отличие от итоговой, предполагает формирование специфических целей, позволяющих учитывать особенности образовательных программ отдельного учебного заведения, особенности состава учащихся и уровня их знаний и т.д. Важной задачей промежуточной аттестации по русскому языку учащихся 9 и 11 классов является оценка эффективности подготовки к итоговой аттестации, диагностика уровня освоения (неусвоения) учебного материала, определение степени подготовки к выполнению тестовых заданий ГИА и ЕГЭ.


Загоровская Ольга Владимировна,

доктор филологических наук,

профессор кафедры русского языка,

современной русской

и зарубежной литературы ВГПУ,

e-mail: olzagor@yandex.ru




Григоренко Ольга Владимировна,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры русского языка,

современной русской

и зарубежной литературы ВГПУ,

e-mail: az_buka@rambler.ru



Дидактические материалы
для промежуточной аттестации учащихся
9 и 11 классов


Промежуточная аттестация учащихся в школе, в отличие от итоговой, предполагает формирование специфических целей, позволяющих учитывать особенности образовательных программ отдельного учебного заведения, особенности состава учащихся и уровня их знаний и т.д. Важной задачей промежуточной аттестации по русскому языку учащихся 9 и 11 классов является оценка эффективности подготовки к итоговой аттестации, диагностика уровня освоения (неусвоения) учебного материала, определение степени подготовки к выполнению тестовых заданий ГИА и ЕГЭ.


Промежуточная аттестация может проводиться в различных формах (контрольные работы, изложение с дополнительным заданием, сочинение, защита рефератов, подготовка устных сообщений, тестирование и др.).

Так, в случае использования тестирования как формы промежуточной аттестации необходимо, на наш взгляд, сочетать задания разных типов: а) аналогичные экзаменационным; б) не соответствующие экзаменационным.

В качестве вариантов подобных тестов можно использоваться следующие задания.


9 КЛАСС


1. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) коньки

2) поющий

3) подъезд

4) еда


2. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) завидно

2) шофер

3) туфля

4) щавель


3. В каком слове нет приставки?

1) подмога

2) подобный

3) подолгу

4) подбежать


4. С помощью какого способа словообразования образовано словоПОДРУЖИТЬСЯ?

1) приставочный

3) приставочно-суффиксальный

2) суффиксальный

4) сложение


5. В каком значении употреблено слово ПАМЯТНИК в следующем контексте?

Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране.

1) объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа

2) сооружение на могиле из гранита, мрамора и т.п. в память умершего; надгробие

3) художественное произведение

4) скульптурное сооружение в память какого-либо лица, события


6. Какое слово следует употребить на месте пропуска в следующем предложении?

Водолазы специальные водонепроницаемые костюмы.

1) одевают

2) надевают


7. Какой частью речи является выделенное слово?

Поразительная красота этого растения никого не оставляет равнодушным.

1) существительное

2) прилагательное

3) местоимение

4) наречие


8. В каком примере допущена ошибка в определении морфологических признаков слова?

1) перекусить – глагол совершенного вида в форме инфинитива

2) выучит – глагол в форме будущего времени 3 лица

3) утроить – глагол совершенного вида в форме инфинитива

4) выспится – глагол в форме настоящего времени 3 лица


9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара туфель

3) опытные доктора

2) несколько полотенец

4) около пятиста километров


10. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) неук…снительный, прик…саться

2) возг…рание, р…стительный

3) соприк…сновение, притв…ряться

4) предл…жение, оз…ренный


11. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1) д…горать, р…зубедить

2) от…рванный, в…спламениться

3) з…думчивый, п…дбежать

4) п…черпнутый, р…ссудительный


12. В каком случае в слове пишется буква А (Я)?

1) они бор…тся без правил

3) дома стро…тся

2) травы колыш…тся

4) они бре…тся


13. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Он был (не)просто смелым, а отчаянно храбрым человеком.

2) Письмо было (не)распечатано.

3) Прекрасен лебедь, когда (не)возмутимо плывет он по зеркальной глади воды.

4) Эта статья о творчестве режиссера (не)печаталась ранее..


14. В каком словосочетании вид связи – согласование?

1) уездный город

3) избушка лесника

2) альбом для рисования

4) увидел ребят


15. Какое предложение является нераспространенным?

1) Прекрасно было ее бледное лицо.

2) Осень пришла сырая и дождливая.

3) Кругом было тихо.

4) Все происшествия были так неожиданны.


16. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Рыба (1) раньше (2) хорошо бравшая приманку (3) перестала клевать.

1) 1, 3– выделяется причастный оборот

2) 1, 3– выделяется деепричастный оборот

3) 2, 3 – выделяется причастный оборот

4) 2, 3 – выделяется деепричастный оборот


17. В каком предложении на месте пропуска ставится запятая?

1) Из комнаты послышался звонкий__детский смех.

2) Уже проснулись растения__и птицы, и насекомые

3) Вечерами он__или рассказывал нам сказки, или играл с нами

4) Ехать надо было на собаках или на оленях.


18. Какой тип придаточного предложения используется в следующем предложении?

Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.

1) придаточное изъяснительное (дополнительное)

2) придаточное определительное

3) придаточное времени

4) придаточное цели


19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На конкурсе музыканты должны были играть (1) фортепьянную пьесу Прокофьева (2) последняя часть (3) которой (4) считается очень трудной для исполнения.

1) 1, 2, 4

2) 2

3) 2, 3

4) 2, 4


20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Лицо матери после выяснения всех обстоятельств своевольной выходки детей стало строгим, даже как-то осунулось (1) и последовал суровый и умелый выговор (2) который им пришлось выслушать (3) и который слышали все домашние.

1) 1, 2

2) 1, 2, 3, 4

3) 1, 3, 4

4) 2, 4


11 класс


Часть 1

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) цЕмент

2) манЁвры

3) квАртал

4) грАжданство


2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) отр…cль, сокр..щать, р…скошный

2) предст…влять, предназн..чение, дек…рация

3) ра…ширять, …жалиться (над кем), ни...провергать

4) пр…поднять, пр…поднести, пр…мерка


3. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется НН?

1) забронирова…ый номер, рифмова…ые строки, короткая моще…ая дорога

2) разочарова…ый посетитель, договоры заключе…ы, аккумуляторы заряже…ы

3) проштампова…ое письмо, жаре…ая колбаса, грядки ухоже…ы

4) фальсифицирова…ый товар, цивилизова…ое общество, разлинова…ая бумага


4. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Мы решили идти (ПО)ЭТОМУ маршруту, ПО(ТОМУ) что тут были очень красивые места.

2) ЧТО(БЫ) вырастить красивый цветник, нужно много потрудиться, ЗА(ТО) сколько удовольствия вы сможете получить!

3) Я (С)РАЗУ обратил внимание на человека, у которого было ТО(ЖЕ) холодное выражение лица, которое бывает у людей, сосредоточенных на своих переживаниях.

4) Мы долго шли пешком, (ЗА)ТЕМ сели на велосипеды и поехали (НА)ВСТРЕЧУ с ребятами из соседнего двора.


5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Сердце у крошечных колибри относительно их веса огромное ___ и бьется невероятно быстро.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.


6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Речевое поведение человека – сложное явление (1) связанное с особенностями (2) воспитания, обучения и среды. Человек (3) общаясь (4) развивается как личность.

1) 1, 3, 4

2) 1, 2

3) 3, 4

4) 2, 3, 4


7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Когда художник жил в Крыму (1) он все свое время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) он часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

1) 1, 2, 3, 4

2) 2

3) 1, 3

4) 1, 3, 4


8. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Стараясь убедить читателей,

1) автор иногда бывает слишком прямолинеен.

2) многое зависит от того, какие примеры вы приводите.

3) автору не всегда это удается.

4) часто достигается обратный результат.


9. В каком предложении нет грамматической ошибки (нет нарушения синтаксической нормы)?

1) Учителя обратили внимание на проблемы начального образования.

2) В поселке интересовались и верили всему необычному.

3) Будучи в Москве, я очень скучал за Таганрогом.

4) В журнале «Образовании» появились новые материалы о ЕГЭ.


10. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить деепричастным оборотом?

1) Когда Чичиков прислушался, то узнал много подробностей, относившихся лично к нему.

2) Радиолюбители собрали сложный приемник, после того как тщательно изучили его схему.

3) Когда мы спустились в ущелье, то увидели красивое озеро.

4) Чтобы встать пораньше, мы завели будильник.


Часть 2


Прочитайте текст и выполните задания №№ 11 – 20.

(1) Человек осуществляет себя и утверждает делом. (2) Поэтому выбор дела – это выбор судьбы. (3) Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. (4) Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам.

(5) С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно. (6) Не живите ожиданием благ от других, а делайте все, что в ваших силах. (7) В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни.

(8) Работа имеет высший смысл – это путь по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни. (9) Это и путь самосовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду (По Ю.В. Бондареву).


11. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Труд есть основа осмысленной жизни человека.

2) Труд есть основа величия человека.

3) Труд есть основа богатства и материального благополучия человека.

4) Труд составляет высший смысл человеческой жизни.


12. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в данном тексте?

1) повествование

2) рассуждение и описание

3) рассуждение и повествование

4) рассуждение


13. Укажите значение слова ПРИЗВАНИЕ в предложении 3.

1) склонность к тому или иному делу, к профессии.

2) назначение человека

3) большой интерес, влечение к чему-либо

4) то, к чему призывают


14. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ДОЛЖЕН из четвертого (4) предложения текста.

1) действительное причастие

2) страдательное причастие

3) краткое прилагательное

4) деепричастие совершенного вида


15.Какое средство языковой выразительности используется в предложениях 5, 6, 7?

1) литота

2) градация

3) гипербола

4) метафора


16. Укажите способ образования слова ОЖИДАНИЕМ (предложение 6).


17. Из предложений 5 – 6 выпишите СОЧИНИТЕЛЬНЫЙ (-Е) СОЮЗ(-Ы).


18. Из предложений 6 – 7 выпишите словосочетание с подчинительной связью ПРИМЫКАНИЕ.


19. Найдите в тексте сложноподчиненное предложение, одна из частей которого является односоставным безличным предложением. Напишите его номер.


20. Найдите в тексте простое предложение с обособленным распространенным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.



Ответы


9 класс:

1 -2;

2 – 3;

3 – 2;

4 – 3;

5 – 1;

6 – 2;

7 – 3;

8 – 4;

9 – 4;

10 – 3;

11 – 2;

12 – 3;

13 – 3;

14 – 1;

15 – 2;

16 – 1;

17 – 2;

18 – 3;

19 – 2;

20 -1.

11 класс:

1 – 2;

2 – 3;

3 – 4;

4 – 2;

5 – 1;

6 – 1;

7 – 1;

8 -1;

9 – 2;

10 – 4;

11 – 3;

12 – 4;

13 – 2;

14 – 3;

15 – 4;

16 – суффиксальный;

17 – а;

18 – бессмысленно обвивающий;

19 – 5;

20 – 7.



Статья ранее была опубликована в сборнике ВГПУ «Филологические тетради», 2012, вып. 5.






Региональный

банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Загоровская О.В.

Русский язык в современной России: функционирование и особенности развития


Горячева С.С.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования УУД учащихся


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS