Региональный центр русского языка
при Воронежском государственном педагогическом университете








 
 
 

     
 

Научная деятельность

 
 

конференции

 

научные проекты

 
 лаборатория  моделирования личности по тексту

  
 

Научно-методическая работа


 
 

региональный
банк данных
по преподаванию
русского языка
и литературы
в школе

    методическая копилка учителя-словесника
 
  региональный учебник
    справочно-информационная база
 

наши издания

 

семинары

 

курсы повышения квалификации


   
   
  
   
  
 
   
   
   

Наши издания



Уважаемые коллеги!

Часть научных изданий (сборников, монографий, статей), размещенных в этом разделе, доступны для БЕСПЛАТНОГО скачивания (непосредственно на сайте или через научную электронную библиотеку Elibrary.ru) в полнотекстовом варианте.



Учебные издания


Загоровская О.В., Григоренко О.В., Сунцова О.А. Русский язык: Государственная итоговая аттестация 2014 г.: в 2 ч. - Воронеж: ИПЦ "Научная книга", 2013.

Ч. 1: Части А и В.
Ч. 2: Изложение. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.


Представляем издания, являющиеся частью регионального учебно-методического комплекса по русскому языку, ориентированного на подготовку к разным видам итоговой аттестации, и входит в серию работ для учащихся основной школы.

Особо выделим вторую часть книги - "Изложение. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему". Пособие ставит своей целью разъяснить особенности заданий С1 и С2 Государственной итоговой аттестации по русскому языку и предложить рекомендации по подготовке изложений и сочинений. В пособии представлены теоретические разъяснения, методические рекомендации и упражнения по отработке навыков создания изложений и сочинений в соответствии с современными требованиями к экзаменационной работе в формате ГИА.

Издания могут быть использованы как учебные пособия для занятий по русскому языку в 9 классах общеобразовательных учебных заведений, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов в системе подготовки к ГИА по русскому языку.



Загоровская О.В., Григоренко О.В., Субботина М.В. Русский язык: Единый государственный экзамен 2014 г. Часть С: учеб. пособие. - Воронеж: ИПЦ "Научная книга", 2013.

Пособие представляет собой продолжение комплексного курса русского языка для школьников старших классов и абитуриентов, ориентированного на систематизированную подготовку к ЕГЭ, и содержит материалы по выполнению заданий части С ЕГЭ по русскому языку 2014 г. Предлагаются теоретические разъяснения, методические рекомендации и упражнения по отработке навыков создания сочинений.
Книга может быть использована как учебное пособие для занятий по русскому языку в 10-11 классах общеобразовательных учебных заведений, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов.

Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык: пособие-практикум для подготовки к единому государственному экзамену: в 3 ч. Ч. 3. - 7-е изд., перераб. и доп. - Воронеж: ИПЦ "Научная книга", 2012. - 240 с.

Пособие представляет собой третью часть комплексного курса русского языка для школьников старших классов и абитуриентов, ориентированного на систематизированную подготовку к ЕГЭ, и включает в себя материалы по трем разделам школьной программы по русскому языку: "Речь. Текст", "Выразительность русской речи", "Развитие речи. Сочинение". Особое внимание в пособии уделяется многоаспектному анализу текста и подготовке к написанию сочинения, т.е. выполнению задания части С Единого государственного экзамена.
Книга может быть использована как учебное пособие для занятий по русскому языку в 10-11 классах общеобразовательных учебных заведений, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов.


   
Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык, Готовимся к ЕГЭ: в 3 ч. - М.: Просвещение, 2009.


Пособие представляет собой комплексный курс русского языка, ориентированный на системную подготовку к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), и включает материалы по шести содержательным разделам школьной программы.
В книге объединены сведения теоретического характера, упражнения, тестовые задания, соответствующие формату проведения ЕГЭ.
Пособие рассчитано на школьников старших классов и абитуриентов, может быть использовано как дополнительный материал для работы на уроках русского языка по основному учебнику, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов.

.


Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., Нарушевич А.Г., Вакурова О.Ф. Русский язык. 7 класс: учебник. - М.: Просвещение,  2012. - 207 с. - (Академический школьный учебник).

Учебник является частью учебно-методических комплектов новой линии по русскому языку для основной общеобразовательной школы, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Особенностью учебника является направленность обучения на взаимосвязанное овладение языковой, коммуникативной и информационной компетенциями. При таком подходе каждый урок русского языка становится не только уроком овладения знаниями о системе языка, языковыми умениями и навыками, но уроком развития речи учащихся, уроком формирования метапредметных умений и способов деятельности.
Русский язык. 6 класс: рабочая программа по учебнику Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.Г. Нарушевича / авт.-сост. О.В. Загоровская, О.А. Сунцова. - Воронеж: ВГПУ, 2013. - 132 с.

Представлена рабочая программа по русскому языку для 6 класса, разработанная в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта, планируемыми результатами основного общего образования и требованиями Примерной образовательной программы, ориентированная на работу по учебнику Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.Г. Нарушевича (М.: Просвещение, 2012).
Программа содержит развернутое тематическое планирование системы учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, требования к результатам освоения образовательной программы, учебно-методическое обеспечение.
Русский язык. 5 класс: рабочая программа по учебнику Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.В. Глазкова, А.В. Лисицина / авт.-сост. О.В. Загоровская, О.А. Сунцова. - Воронеж: ВГПУ, 2012. - 116 с.

Представлена рабочая программа по русскому языку для 5 класса, разработанная в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта, планируемыми результатами основного общего образования и требованиями Примерной образовательной программы, ориентированная на работу по учебнику Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А.В. Глазкова, А.В. Лисицина  (М.: Просвещение, 2012).
Программа содержит развернутое тематическое планирование системы учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, требования к результатам освоения образовательной программы, учебно-методическое обеспечение.



Сборники статей


Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе: сб. науч. тр. Вып. 22 / под ред. д.ф.н., проф. О.В. Загоровской. - Воронеж: ИПЦ "Научная книга", 2013. - 167 с.

Продолжающееся издание!


В сборнике публикуются статьи как общетеоретического, так и практического характера, касающиеся различных вопросов функционирования русского языка и его единиц, а также общих и частных аспектов обучения русскому языку.

В сборник принимаются статьи по четырем направлениям: 1) вопросы современной русистики (тенденции развития языковой системы в целом, частные вопросы фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса); 2) проблемы речевой коммуникации; 3) актуальные аспекты лингвостилистики; 4) методика преподавания русского языка как родного/ иностранного в школе и вузе. 


Условия публикации


  

Филологические тетради: сб. учеб.-метод. материалов. Вып. 4 / под ред. д.ф.н., проф. О.В. Загоровской. - Воронеж: ИПЦ "Научная книга", 2012. - 155 с.

Продолжающееся издание!


Представлены учебно-методические материалы по вопросам преподавания русского языка в современной средней школе: конспекты уроков, методические разработки по проведению учебных и внеучебных занятий, программы элективных курсов, дидактические материалы для подготовки учащихся к новым формам итоговой аттестации по русскому языку (ЕГЭ и ГИА).

Авторами большинства включаемых в сборник работ являются учителя-словесники Воронежа и Воронежской области..


Условия публикации




Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесниковматериалы IX междунар. науч.-метод. конф. / ред. кол.: проф. О.В. Загоровская [и др.]. – Воронеж: Воронеж. гос. пед. ун-т, 2012. – 304 с.


Продолжающееся издание!


В публикациях обсуждаются проблемы состояния и развития русского языка и русской речи в социокультурных условиях современной России, отражения в русском языке особенностей духовной культуры русского народа, а также актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка на рубеже XX-XXI веков и проблемы подготовки учителей-словесников в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты.
  

Русский язык как явление национальной культуры: проблемы современного состояния и динамического развития: сб. ст. к юбилею О.В. Загоровской. - Воронеж: ИПЦ "Научная книга", 2011. - 293 с.



Сборник содержит статьи, посвященные юбилею доктора филологических наук, профессора ВГПУ Ольги Владимировны Загоровской. В сборник включены статьи коллег, друзей, последователей и учеников О.В. Загоровской. Статьи сборника посвящены проблемам взаимосвязи языка и культуры, развития и функционирования русского языка и его единиц, преподавания русского языка в вузе и школе - всем тем многообразным аспектам исследования, которые входят в сферу научных интересов О.В. Загоровской.

 


Русский язык и учитель-словесник в современной России: материалы VII междунар. науч.-метод. конф. (круглый стол) / под ред. проф. О.В. Загоровской. – Воронеж: Научная книга, 2009. – 116 с.


Представлены материалы круглого стола "Русский язык и учитель-словесник в современной России", прошедшего 27 сентября 2008 года в Воронеже в рамках 7-й международной научно-методической конференции "Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников".


Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников: материалы VII междунар. науч.-метод. конф. / ред. кол.: проф. О.В. Загоровская [и др.]. – Воронеж: Воронеж. гос. пед. ун-т, 2008. – 344 с.


Продолжающееся издание!


Обсуждаются проблемы состояния и развития русского языка и русской речи в России на рубеже XX-XXI веков , отражения в русском языке особенностей духовной культуры русского народа, проблемы подготовки учителей-словесников в современных социокультурных условиях, а также проблемы преподавания филологических дисциплин в средней школе в условиях современной лингвокультурной ситуации.

Проблемы лингвопоэтики и стилистики: сб. науч. работ / под ред. проф. О.В. Загоровской. - Воронеж, 2008. - 147 с.


Сборник посвящен памяти Е.И. Нижегородовой, кандидат филологических наук, доцента кафедры русского языка ВГПУ, специалиста в области лингвистической поэтики и стилистики. Издание включает работы по общим и частным проблемам функционирования русского языка в эстетически значимом целом, организации художественного текста, особенностям индивидуально-авторского словоупотребления, а также стилистическим качествам русского языка, рассматриваемым в лингвистическом и лингвометодическом аспектах.

Русский язык и его место в современной мировой культуре: материалы междунар. науч. конф. / [Ред. кол.: проф. О.В. Загоровская, проф. П. Пипер, проф. В.М. Шаклеин, проф. Л. Доль, проф. В.М. Акаткин, проф. В.Ю. Копров].  - Воронеж, 2003. - 288 с.


Сборник содержит материалы, представленные на международную научную конференцию "Русский язык и его место в современной мировой культуре", посвященную Дням славянской письменности и культуры, проходившим в Воронеже в мае 2003 года.

Публикации отражают проблемы развития русского языка на рубеже 20-21 веков, взаимосвязи русского языка и русской культуры, положения русского языка в России и мире, изучения и преподавания русского языка в России и за рубежом, а также проблемы значимости русского языка как основы русской литературы и роли русской литературы в диалоге культур.



Монографии


Загоровская, О.В. Русский язык на рубеже XX-XXI веков: исследования по социолингвистике и лингвокультурологии / О.В. Загоровская. – Воронеж: Научная книга, 2013. – 232 с.

Монография посвящена исследованию проблем состояния и развития русского языка в новейший период его истории (в последние десятилетия XX века – первые десятилетия XXI века). Рассматриваются динамические изменения в системе русского языка и его
функционировании (прежде всего – на уровне лексики), особенности лингвокультурной ситуации и языковой политики в современной России, а также вопросы сохранения русского языка как национально-культурной ценности русского народа.
Книга представляет и обобщает результаты работ, выполняемых автором с середины 80-х годов XX века и частично опубликованных в различных разрозненных статьях, многие из которых в настоящее время оказываются недоступными для ознакомления.

Григоренко О.В. Теоретико-практические основы становления неологии и неографии в отечественной лингвистике. - Воронеж: ВГПУ, 2012. - 104 с.


В обобщенном виде представлены теоретические сведения о поэтапном становлении и развитии неологии в отечественной лингвистике. В исследовании показано развитие научной мысли относительно новых фактов языка, их квалификации, систематизации и лексикографирования; обозначены особенности разных подходов к изучению неологизмов.

Работа включает также библиографические сведения, отражающие разноаспектный характер современных отечественных неологических исследований.


Загоровская О.В. Проблемы общей диалектной семасиологии и лексикографии. – Воронеж: Научная книга, 2011. – 380 с.


Монография представляет собой обобщающее исследование по проблемам общей и диалектной семасиологии и современным методам семантизации слова в словаре, в том числе и диалектном. В книге излагается теория значения диалектного слова, созданная в рамках семной семасиологии и имеющая лексикографическую направленность. Рассматривается концепция многоаспектного автоматизированного диалектного словаря в свете последних достижений компьютерной лексикографии.


Загоровская О. В., Данькова Т. Н. Термин и терминология. — Воронеж, 2011. — 136 с.


Рассмотрены основные теоретические вопросы, связанные с проблемами термина, терминологии и терминологической системы в современной отечественной лингвистике. Представлена типология терминологических единиц, определены основные источники формирования терминосистемы, выявлены особенности организации терминологического поля.



Григоренко О.В. Новые наименования лиц в современном русском языке. Словарные материалы. - Воронеж: Научная книга, 2009. - 517 с.


Издание содержит около 1200 слов и словосочетаний со значением лица, появившихся в русском языке в конце 20 - начале 21 вв. и активно употребляющихся в современных СМИ.



Статьи


  1. Загоровская О.В. Речевое портретирование социальной группы как задача современной лексикографии // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2013. - № 2. - С. 174-177.
  2. Литвинова Т.А. Формально-грамматические корреляты личностных особенностей автора письменного текста // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 12. - С. 132-135.
  3. Литвинова Т. А., Загоровская О. В. Тематико-идеографическая классификация лексики как способ описания фрагмента «человек» диалектной картины мира (на материале воронежских говоров) // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. - 2013. - № 2. - С. 55-64.
  4. Литвинова Т. А., Загоровская О. В. Многоаспектный автоматизированный диалектный словарь наименований человека в воронежских говорах и его возможности в плане отражения семантики диалектного слова // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. - 2013. - № 2. - С. 68-77.
  5. Лантюхова Н.Н., Загоровская О.В., Литвинова Т.А. Термин: определение понятия и его сущностные признаки // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. - 2013. - № 1. - С. 42-45.
  6. Литвинова Т.А., Шевченко И.С., Литвинова О.А., Рыжкова Е.С. Диагностирование истинности/ложности высказывания как одно из направлений моделирования личности автора письменного текста // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2013. - № 24. - С. 119-125.
  7. Литвинова Т.А., Середин П.В. Поиск признаков лжи в письменном тексте: современные методы и подходы // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2013. - № 24. - С. 126-133.
  8. Литвинова Т. А., Лантюхова Н. Н., Рыжкова Е. С., Шевченко И. C. Профилирование автора текста как одно из стратегических направлений исследований // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. - 2013. - № 1. - С. 38-41.
  9. Григоренко О.В. Иноязычные заимствования со значением лица в русском языке конца ХХ - начала XXI вв. // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 3. - С. 47-54.
  10. Литвинова Т.А. Установление характеристик (профилирование) автора письменного текста // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 2. - С. 90-94.
  11. Литвинова Т.А. Языковые корреляты личностных особенностей автора письменного текста: алгоритм исследования // В мире научных открытий. - 2012. - № 9.3 (33). - С. 236-254.
  12. Литвинова Т.А. Лингвистические основы неидентификационной судебно-автороведческой экспертизы // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 20 (274). - С. 74-78.
  13. Загоровская О.В. Слабые инновации в лексической подсистеме сферы "государственное управление" в русском языке новейшего периода // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2012. - Т. 18, № 1. - С. 246-249.
  14. Загоровская О.В. Становление диалектной компьютерной лексикографии в отечественной лингвистике // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2012. - № 1. - С. 10-16.
  15. Загоровская О.В., Литвинова Т.А., Литвинова О.А. Электронный корпус студенческих эссе на русском языке и его возможности для современных гуманитарных исследований  // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 3. - С. 387-389.
  16. Григоренко О.В. Новые словообразовательные гнезда с вершиной-неологизмом со значением лица // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2011. - Т. 87, № 1. - С. 145-155.
  17. Загоровская О.В., Григоренко О.В. Неономинации со значением лица тематической сферы "социальное устройство общества" в русском языке новейшего периода // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - № 9. - С. 248-257.
  18. Загоровская О.В., Сабри Г.Т. Принципы создания комплексного русско-арабского словаря литературоведческих терминов для иракских филологов-русистов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2011. - № 2. - С. 89-93.
  19. Литвинова Т.А. Лексемы, характеризующие человека по отношению к труду, в воронежских говорах // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 52. - С. 84. 
  20. Литвинова Т.А. Особенности метафорических переходов в сфере номинации лица в воронежских говорах // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2011. - № 1. - С. 27.
  21. Литвинова Т.А. Лексемы, характеризующие человека по отношению к труду, в воронежских говорах // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 10. - С. 73-76.
  22. Литвинова Т.А. Особенности метафорических переходов в сфере номинации лица в воронежских говорах // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2011. - № 1. - С. 81-84.
  23. Григоренко О.В. Неономинации лиц в аспекте современной лексикографии и неографии // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2010. - № 2. - С. 99-107.
  24. Григоренко О.В. Явления полисемии и омонимии в аспекте неологизации состава наименований лиц в современном русском языке //Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2010. - № 2. - С. 58-64.
  25. Григоренко О.В. Развитие лексической неоднозначности в сфере функционирования неологизмов-агентивов в русском языке конца ХХ - начала XXI вв.// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 2. - С. 89-93.
  26. Григоренко О.В., Аджаж С. Национально-культурная специфика русских фразеологизмов тематической группы "социальные отношения" // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2009. - № 1. - С. 93-95.
  27. Григоренко О.В. Неофраземы с агентивной семантикой в русском языке новейшего периода // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 27. - С. 21-28.
  28. Григоренко О.В. Новые метафорические номинации лица в русском языке конца ХХ - начала XXI вв. // Русский язык в школе. - 2008. - № 8. - С. 67-72.
  29. Григоренко О.В. Аффиксоидальные неологизмы-композиты со значением лица в современном русском языке // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2008. - № 4. - С. 104-108.
  30. Загоровская О.В., Есмаеел С.А. Об иноязычных заимствованиях в политической лексике русского языка // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2008. - № 3. - С. 74-82.
  31. Григоренко О.В. Современные наименования лиц по роду занятий // Русский язык в школе. - 2005. - № 4. - С. 76-80.
  32. Григоренко О.В. Об образных наименованиях лица в современном русском языке // Русский язык в школе. - 2003. - № 3. - С. 84.
  33. Загоровская О.В., Соколова Н.К. Индивидуально-авторское словоупотребление А. Блока и традиционная поэтическая норма // Вопросы стилистики. - 1976. - № 11. - С. 120.
  34. Лантюхова Н.Н. Изучение гендерных особенностей письменной речи в современной отечественной лингвистике  // Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников: материалы Х междунар. науч.-метод. конф. – Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2014. – С. 169-172.


 

Подпишитесь 
на наши новости





Региональный

банк данных

по преподаванию
русского языка
и литературы в школе


Приглашаем к участию учителей, методистов и преподавателей вузов!

 




Последние публикации


Горячева С.С.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как инструмента формирования УУД учащихся


Медведева Л.Н.

Комплексная работа
при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Меделяева С.П.

Окончание и основа слова


Гузенко Т. Н.

Учебный курс «Литературные тропинки отчего края» как часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса»


Ефремова Н. А.

Адаптация детей с ОВЗ к школьному коллективу 


Пентюхина С. Е.

Особенности уроков русского языка в полиэтническом классе


Коновалова Н. В.

УМК по русскому языку для 5-9 классов Л.М .Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской и его возможности в обучении учащихся в соответствии с требованиями ФГОС 


Колабаева Л. П.

Формирование УУД на уроках русского языка 


Пирко Т. В.

Проектная деятельность на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО 


Подгорная Г. А.

Универсальные учебные действия как одно из ведущих понятий ФГОС ООО 













Новости · Вопрос-ответ · Контакты · Карта сайта · Поиск · Задать вопрос

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, 86, e-mail: ruscentre@bk.ru

Работает на: Amiro CMS